ПОЙДУТ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИЮ?

На прошлой неделе в здании Российской академии наук (РАН) состоялся "круглый стол" на тему "Инвестиционный процесс в России: день сегодняшний и перспективы". Организаторами диспута выступили общественное движение "Мобилизация и развитие" ("МИР"), Институт социально-политических исследований и Центральный экономико-математический институт РАН. Участники дискуссии - представители органов государственной власти, Федерального Собрания, ученые, общественные деятели, предприниматели - искали ответ на вопрос, каким образом можно улучшить инвестиционный климат в нашей стране.

Темой доклада председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам Александра Шохина были проблемы российского банковского законодательства и институциональные условия кредитования. Выступавший подчеркнул, что в сегодняшнем мире главными субъектами рынка капиталов являются не банки, а страховые, пенсионные, инвестиционные фонды, однако все страны прошли через стадию развития системы банковского кредитования инвестиций.
В связи с этим А.Шохин сообщил, что почти половина существующих в России банков пока не соответствует стандартам ЦБ, причем большинство из них ни по нормативу собственного капитала, ни по его абсолютному размеру не удовлетворяет международным требованиям Базельского комитета. Он предложил выделять крупные банковские структуры и доводить их до уровня международных требований, а остальные банки переводить в статус небанковских финансовых организаций (расчетно-кассовые центры, кредитные товарищества и т.д.). Для реформы отечественной банковской системы, как считает А.Шохин, необходима, во-первых, стратегия ее развития (такой проект внесен в правительство) и, во-вторых, новое законодательство о банковской деятельности.
Академик РАН Леопольд Леонтьев, посвятивший свой доклад инвестированию инновационной деятельности, сообщил, что в большинстве развитых и успешно развивающихся стран инновационный процесс обеспечивается специальными законодательными льготами и прямой инвестиционной поддержкой государства. Так, в США, Канаде, большинстве стран Европы весь инновационный процесс (от НИОКР до получения коммерческого результата) полностью освобождается от налогов, а в Австралии к частному инновационному капиталовложению объемом более 100 тыс. долларов государство добавляет субсидию в 50 процентов инвестиций из бюджета. Л.Леонтьев подчеркнул, что России также необходимы соответствующие законодательные меры по стимулированию инновационных инвестиций.
О возможных мерах в данном направлении и проблемах венчурного инвестирования в России докладывала и начальник отдела венчурного инвестирования Минпромнауки Татьяна Гордиенкова, с сожалением отметившая, что наибольшую активность в данном направлении проявляет не отечественный бизнес, а Европейский банк реконструкции и развития.
Академик-секретарь отделения экономики РАН Дмитрий Львов, говоря об инвестиционной политике, заявил, что Россия сейчас занята в основном решением текущих проблем, не имея ясных представлений о стратегических экономических ориентирах. В результате мы крайне утяжелили отраслевую структуру нашего хозяйства, что в принципе, исходя из чисто конъюнктурных ограничений сырьевых рынков, не может обеспечить в долгосрочной перспективе рост российской экономики выше, чем 1-2 процента в год.
Наиболее опасными показателями данной тенденции Д.Львов считает последовательное падение доли наукоемкой продукции в ВВП, снижение доли финансирования научных исследований и разработок, а также старение основных фондов. Д.Львов утверждает, что если эту тенденцию срочно не переломить, через несколько лет главным ведомством в России станет МЧС, которое будет непрерывно заниматься ликвидацией техногенных катастроф.
Президент движения "Мобилизация и развитие" Лев Черной и заместитель директора ЦЭМИ РАН Георгий Клейнер в своих докладах, посвященных макроэкономическим (Л.Черной) и микроэкономическим (Г.Клейнер) проблемам российского инвестиционного процесса, сошлись во мнении, что главная наша задача -определение целей и стратегии хозяйственного развития России, причем оба они в качестве локомотива инвестиционного процесса в стране выделяют именно государство.
Л.Черной на примерах Аргентины и Китая (а также последних действий администрации США) показывает, как именно отказ государства от регулирования хозяйственных процессов и предельная либерализация и открытие экономики приводят к катастрофическим экономическим последствиям, а активное участие государства в хозяйственном и инвестиционном процессе в союзе с бизнесом по моделям "кейнсианского" типа обеспечивает не только динамичное и суверенное экономическое развитие, но и относительно благополучный выход из возникающих кризисов.
При этом Л.Черной подчеркивает, что в нынешней ситуации мировой рецессии и повышения чувствительности инвесторов к политическим рискам после терактов 11 сентября везде в мире неизбежно будет возрастать роль государства и как главного гаранта от политических рисков инвестирования, и как одного из важнейших субъектов инвестиционного рынка.
Г.Клейнер показывает, что современное российское предприятие почти никогда не является целостным и полноценным объектом инвестирования, поскольку существует множество разрывов между производством и воспроизводством, между средой принятия решений и средой их исполнения; в результате не возникает эффективной комплексной институциональной структуры факторов производства.
Он видит выход из этой ситуации в создании специального правового кодекса, объединяющего весь комплекс нормативов деятельности предприятий, в воссоздании систем взаимодействия предприятий, аналогичных существовавшим ранее отраслевым структурам, и в резком повышении инвестиционной активности государства как в формах масштабных госзакупок, так и в других формах.
Вице-губернатор Новосибирской области Петр Сапожков продолжил данную тему, подчеркнув, что в область уже достаточно регулярно приходят предприниматели, готовые инвестировать в те или иные проекты, но зачастую области нечего им предложить просто потому, что у предприятий нет реальных серьезных программ и бизнес-планов развития.
Директор ЦЭМИ РАН академик Валерий Макаров в заключение дискуссии подчеркнул, что России, во-первых, необходимы Налоговый кодекс, ориентированный на серьезные льготы для инвестиционной и инновационной деятельности предпринимателей и, во-вторых, новый слой специалистов - инвестиционных и инновационных менеджеров. В.Макаров убежден, что практическое отсутствие в стране людей с такой профессией - одно из главных препятствий для решающего повышения объема и качества инвестиционного и инновационного процесса.