04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СОЦИАЛКУ - ПОД ОТКОС?

Иванченко Александр
Опубликовано 01:01 18 Декабря 2001г.
В РИА "Новости" прошел "круглый стол" по проблемам преобразования социальной сферы в ходе структурного реформирования железнодорожного транспорта. Вел обсуждение статс-секретарь - заместитель министра путей сообщения Российской Федерации Пшимаф ШЕВОЦУКОВ. В дискуссии приняли участие руководители департаментов МПС, представители аппарата правительства, Минтруда, Минздрава, Минобразования, ЦК профсоюза железнодорожников, Центрального совета ветеранов. Большинство выступивших высказались за усиление регулирующей государственной роли в развитии социальной сферы железнодорожной отрасли.

Руководство МПС России вместе с семнадцатью начальниками дорог искренне стремится сохранить социалку железнодорожной отрасли, но слышит в ответ с более высоких трибун совсем другие призывы. Сегодня настойчиво звучит установка выделить из сферы деятельности железнодорожного транспорта объекты социально-бытового назначения с целью снижения общих издержек. К чему это может привести?
- Навязывая такие "правила игры", нам не оставляют пространства для маневра, - сказал статс-секретарь - заместитель министра Пшимаф Шевоцуков. - Министерство финансов и правительство при формировании госбюджета посчитали необходимым значительно сократить средства, выделяемые на социальную сферу отрасли.
Замминистра привел такой пример. На здравоохранение в бюджет-2002 закладывается всего лишь один миллиард рублей, что на полмиллиарда меньше, чем в 2001 году. Причем 130 миллионов рублей из этих средств передаются Государственной санитарной службе.
Специалисты подсчитали, что выделяемая сумма составит около 32 процентов нынешнего годового фонда заработной платы бюджетников железнодорожных лечебных учреждений. По сути дела, государство не предполагает платить зарплату в будущем году в полном объеме. Последствия такого подхода вполне предсказуемы. Если в ходе забастовки в 1998 году в Кузбассе железнодорожники вместе с отраслевым профсоюзом убедили шахтеров разблокировать дорогу, то теперь они и сами могут выйти на рельсы. Разве не ясно, что закладываемые в бюджете сбои с выплатой зарплаты - это игра с огнем?
Взволнованным было выступление председателя Центрального совета ветеранов-железнодорожников Федора Иосифовича Шулешко:
- О каком "социальном партнерстве" может идти речь, если у одних миллионы в швейцарских банках, а у других, кроме свободы рыться в мусорных баках, ничего нет? - сокрушался ветеран. - Как же при скудных зарплатах и нищенских пенсиях еще и отнимать у железнодорожников ведомственную социалку? Ведь тогда придется платить втридорога за все: за медицинскую помощь на дому и за больничную койку. Добавьте к этому бремя жилищно-коммунальной реформы... Миллион ветеранов-железнодорожников будет наверняка обречен на ускоренное вымирание.
Неймется все-таки нашим радикал-реформаторам сбросить социалку на местные и региональные бюджеты.
Но в этом ли суть реформы?
Вот, скажем, в Чехии до сих пор стоят, красуются дома-особняки из красного кирпича, построенные для рабочих еще до войны владельцем известной обувной фабрики "Батя". Знать мудрым был тот Батя. Хоть и капиталист, а понимал: чем лучше будет обустроен быт рабочих, тем больше будет предпринимательская прибыль. Нашим бы поучиться...
Отраслевое здравоохранение имеет свою специфику. Локомотивные бригады перед рейсом проходят обязательный медосмотр - при этом имеется в виду их готовность обеспечить безопасность движения. Такие мед-осмотры - неотъемлемая часть технологического процесса.
В МПС хорошо понимают: лучше иметь свою систему здравоохранения и образования, нежели платить потом за лечение и обучение частным организациям. Позицию министерства поддерживает профсоюз железнодорожников.
- Социальная сфера, созданная многими поколениями, должна на принципах разумной достаточности сохраняться, - считает председатель Росдорпрофсожа Анатолий Васильев. - Только так можно обеспечить приемлемое качество медицинского обслуживания, специального образования и других базовых социальных благ.
Человек в железнодорожной форме принадлежит к полувоенной организации. Что ему велено, то он и делает. Как сказал Пшимаф Шевоцуков, "мы не работаем, мы служим". С царских времен специалист в строгом кителе и в фуражке с молоточками был и остается символом русского интеллигентного "технаря". А интеллигенту не пристало по-варварски крушить плоды труда своих предшественников. Совесть не позволяет. Как же разрешить дилемму: "разрушить, не разрушая"? И есть ли такое решение?
Как, например, можно "цивилизованно" передать на баланс местных и региональных бюджетов жилплощадь, если регионы этого не хотят, да и не в состоянии принять "переселенцев"? На сегодняшний день около 6 млн. квадратных метров жилья - это постройки вдоль полосы железной дороги. Передать их куда-то вообще невозможно. Никому не нужно и ветхое жилье, а его в отрасли 5,5 млн. квадратных метров. Есть служебное жилье, но оно связано с перевозочным процессом и должно быть сохранено за железной дорогой.
Правительственные постановления о передаче части жилья, школ, детских садов, котельных в распоряжение местных властей не могли не сказаться на рабочем тонусе: они вызывают "болтанку", атмосферу неопределенности. Намечали, к примеру, сдать в этом году 600 тыс. квадратных метров жилья, а фактически будет сдано 400 тысяч. "Со скрипом" внедряется ипотечная система строительства - у людей для участия в ней нет необходимых денежных средств. К настоящему времени средняя зарплата на железнодорожном транспорте составляет 5200 рублей. Правда, к 2005 году предусмотрен ее рост в 2,5 раза. Дополнительно к государственному осуществляется отраслевое пенсионное обеспечение. Такую пенсию уже получают 6,5 тыс. железнодорожников.
Во взаимоотношениях МПС с регионами сложилась парадоксальная ситуация. Более 60 процентов контингента, прикрепленного к лечебным учреждениям отрасли, - это местное население, не работающее на железнодорожном транспорте. Таких людей три миллиона человек. Есть населенные пункты, где другой больницы или поликлиники просто-напросто нет.
Очевидно же, отрасль выполняет государственную функцию по отношению к значительной части населения страны, а значит, вправе рассчитывать и на поддержку местных властей. Однако участие регионов в развитии ведомственной социальной сферы законодательством не предусмотрено.
Вдобавок ко всему отрасль платит большие налоги за то, что содержит социальную сферу, открытую для всех.
- Мы оказываемся "наказанными" дважды, - считает замминистра Шевоцуков. - Обслуживаем местное население и платим за это налоги.
МПС пытается выстроить свои отношения с регионами в рамках двухсторонних соглашений по социальным вопросам. Но возможности большинства региональных бюджетов невелики. Практически содержание всего отраслевого здравоохранения ложится на плечи министерства. На передачу социальных объектов Госдума выделила 100 млн. рублей. Но эта помощь для выполнения задачи слишком мала.
Что касается самой идеи передачи социальных объектов, то главы региональных администраций относятся к ней весьма скептически, передаваемые объекты их не прельщают. Вот и получается: и объективно не могут, и субъективно - не хотят.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников