ТАЙМЫР: ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Совместно перенесенные трудности сближают случайных попутчиков. Сосед, который, как и я, почти двое суток томился в ожидании рейса на Норильск, представился: Николай. Бывалый человек, он легко определил, что, скорее всего, я лечу на Таймыр в командировку. На банальный вопрос, как живется ему в Заполярье, - Николай ответил: дышать становится посвободней...

"ТЕРРА ИНКОГНИТА"
Согласно энциклопедической информации, Таймыр - самый северный полуостров Азии, Таймырский автономный округ - единственный субъект Федерации, полностью расположенный за Полярным кругом. Показатель суровости природных условий проживания составляет здесь 4,93 балла по пятибалльной шкале. Среднегодовая температура - 16оС. Общая численность населения округа - 259,9 тыс. человек, включая Норильский промышленный район, из них лишь 8,5 тыс. - представители коренных народов Таймыра, среди которых долганы, ненцы, нганасаны, энцы, эвенки и представители еще более десяти северных народов.
Моя первая встреча с этим краем "белого безмолвия" состоялась полтора года назад. Тогда не покидало ощущение, что самолет стал "машиной времени", переместив меня из девяносто девятого в застойный семидесятый год. Удивил окружной центр Дудинка: уныло-серые здания, сонный чиновный люд, в окружной газете шаблонные публикации, прославляющие руководство округа, и красная ковровая дорожка в кабинете губернатора... Все являло собой слегка припудренный фасад, за которым скрывались нараставшие проблемы региона.
- Как тут прожить, если зарплата еле дотягивает до пяти тысяч, - сетовали мужики, с которыми я тогда познакомился в Дудинском порту. Здесь они ожидали ближайшей оказии до своего Караула, название которого, по их словам, вполне отражало жизнь в селе. Работы нет, денег нет. До Москвы не докричаться, местное начальство не шибко жалует. Желание многих - бросить все и уехать куда глаза глядят. Немало тех, кто спивается... Сквозной мотив тогдашней командировки - откровенное неверие людей в то, что жизнь в этих краях когда-либо наладится.
Между тем Таймыр еще со времен Ермака считался одной из сокровищниц "златокипящей Мангазеи". На его территории открыты месторождения технических алмазов, россыпного золота, соли, залежи коксующегося угля, пригодные для разработки открытым способом. Исследования качественного состава нефти на месторождениях Таймыра подтвердили, что в большинстве случаев она соответствует характеристикам марки "Вгеп-1". Цена ее на мировом рынке на 5-10 процентов выше средневзвешенной рыночной цены. И при всем этом на сегодняшний день Таймыр - наименее изученная геологами территория России. Располагая колоссальными ресурсами, регион прозябал, уповая в основном на бюджетные поступления из центра.
Возможно, и сегодня жизнь на Таймыре катилась бы по отработанному за предыдущие десятилетия сценарию, если бы не очередные выборы губернатора округа в январе этого года. На них тогдашнему "начальнику Таймыра" Геннадию Неделину, накатанно эксплуатировавшему приобретенный в застойные годы партийно-комсомольский опыт, противостоял молодой амбициозный Александр Хлопонин. В первую очередь он был известен тем, что, став генеральным директором РАО "Норильский никель", сумел в кратчайший срок вытащить предприятие из кризиса, сделав его одним из лидеров цветной металлургии. Несмотря на горы компромата и потоки лжи, которые в ходе избирательной кампании обрушились на соперника Неделина, таймырцы сделали выбор в пользу... надежды и перемен.
"Я ПРИШЕЛ СЮДА РАБОТАТЬ"
- Когда я познакомился с положением дел на Норильском горном комбинате, - вспоминает Александр Геннадиевич о реанимации "горки", - увидел, что здесь производится востребованная мировым рынком продукция, запасов сырья хватает как минимум на 50 лет, сохранен основной кадровый потенциал. Возникал вполне резонный вопрос: почему же в таком случае предприятие в кризисе? Более тщательный анализ показал, что основная беда - в неэффективном управлении.
По мере "приведения в соответствие" этой составляющей производственного процесса дела на комбинате пошли в гору. Примерно такая же схема применяется сегодня и для оздоровления жизни на Таймыре. Команда управленцев, пришедшая в администрацию округа вместе с губернатором, большую часть своего рабочего времени проводит не в кабинетах, а в отдаленных точках: Диксон, Хатанга, Караул. Реализуется задача: как можно быстрее поднять местных чиновников на более высокий уровень, научить их современным методам управления территорией, менеджмента. Сам Хлопонин убежден, что уже через два года ему удастся завершить "регулировку" бюрократической машины округа, вместе с этим многие сложности отпадут. А их сегодня предостаточно. В большинстве случаев жилой фонд, котельные, тепловые сети находятся на балансе и без того лежащих на боку предприятий. Закономерное следствие - плачевное состояние жилищно-коммунального хозяйства, износ основных фондов которого в ряде случаев составляет 80 процентов. Не в лучшем состоянии транспортная система региона. В большинстве случаев от поселка до поселка, разделенных между собой сотнями километров, можно добраться лишь на вертолете, полет на котором еще до недавнего времени был слишком "дорогим удовольствием".
- Когда мы рассмотрели авиационные тарифы, то схватились за голову, - рассказывает заместитель губернатора по инфраструктуре Лонгин Хан. - Авиаторы умудрялись включать в стоимость авиабилетов даже цену топлива, которое центр отправлял в округ на безвозмездной основе. Сейчас принято решение включить в транспортную схему и ледокольный флот, проходящий через населенные пункты на Енисее... Особой заботы требует медицинское обеспечение и образование.
- "Территория" - это прежде всего люди, которые проживают на ней, - говорит губернатор. - Наша основная задача - создать для них нормальные условия жизни. Они должны иметь возможность заработать достаточную зарплату. В свою очередь, это приведет к оживлению экономики региона, причем государство должно в этом вопросе больше опираться на предпринимателей, создавая им необходимые условия для работы. Без такого подхода не обеспечить дальнейшее развитие региона, который иначе будет обречен на дальнейшее прозябание...
За те неполные десять месяцев, что Хлопонин пребывает в должности, сделано уже немало. Нынче средняя зарплата бюджетников в округе возросла до 13 тысяч рублей и выплачивается она без задержек - этим достижением могут похвастаться всего пять российских регионов. По-новому в округе подошли к решению проблем капитального строительства: если раньше средства "размазывались" по многим "точкам", что привело к большому количеству долгостроя, то сейчас деньги концентрируются на приоритетных объектах. Реконструируется кинотеатр "Арктика", который вот уже пятнадцать лет являлся памятником бесхозяйственности. На очереди строительство современного спортивно-концертного комплекса и банно-прачечного комбината, о которых в Дудинке мечтали несколько десятилетий. Начинает оживать местное производство. В этом можно убедиться, побывав в хозяйстве у Валерия Соколова. Взяв под свое начало совсем было упавшее унитарное предприятие "Енисей", он менее чем за год сумел поставить его на ноги. Три бригады по вылову рыбы, три цеха по переработке рыбы и мяса оленины, два специализированных магазина, торгующих собственной продукцией. Помимо этого, производство идущей нарасхват сувенирной продукции из камня, меха и кости - это сегодня хозяйство Соколова.
"Прежде мужики зарабатывали от силы по пять-шесть тысяч, - говорит Валерий Михайлович. - А нынешней осенью, когда шла основная рыба, у них в среднем вышло по сто тридцать тысяч. О пьянстве люди и думать забыли". Если год назад сюда и пряником никого нельзя было заманить, то сегодня Соколов вынужден издать приказ о прекращении приема на работу. Другой пример: вот-вот на прилавках магазинов Дудинки появятся минеральная вода, соки и пиво местного производства.
- Пока мы еще находимся в самом начале пути, - оценивает сегодняшний день округа губернатор, - и проблем у нас более чем достаточно. Но ведь известно, что порой самое трудное и заключается в том, что нужно сделать первый шаг. А дальше уже все обстоит гораздо проще.
АРКТИКА НУЖДАЕТСЯ В ПРЕДПРИИМЧИВЫХ
- В российской экономике до 90 процентов федерального бюджета наполняется за счет крупного бизнеса, - рассуждает Александр Хлопонин. - В странах с развитой экономикой ему принадлежит от силы третья часть. Оставшаяся - за малым и средним бизнесом. К этой модели мы должны прийти и на Таймыре.
Для того чтобы убедиться в том, что у малого и среднего бизнеса здесь достаточно возможностей, приведу такой пример: ежегодно в Хатангу прибывает более двух тысяч иностранных туристов, которых привлекает сюда так называемый "экстремальный" туризм, в который входит и экспедиция на Северный полюс. Правда, сегодня Таймыру это особых дивидендов не приносит, поскольку этим занимаются более предприимчивые европейцы. Другая невостребованная пока статья доходов - климат, экология и биология полуострова, которые интересуют ученых всего мира. И Организация Объединенных Наций, и ЮНЕСКО, и ряд других международных организаций готовы вкладывать средства в создание здесь специализированных научных центров, исследования которых послужат всей мировой науке.
Пока еще практически на нулевом уровне находится аграрный комплекс, замечает далее Хлопонин. У него есть все шансы стать весьма прибыльной отраслью экономики, стать основой для возрождения традиционных промыслов аборигенов округа. Они сегодня порой вынуждены отдавать ушлым "негоциантам" рыбу, мясо и пушнину практически за бесценок. Экологически чистая оленина, северная рыба - омуль, муксун, нельма пользуются устойчивым спросом далеко за пределами Таймыра. В частности, правительство Москвы готово вкладывать средства в производство по переработке оленины. А недавно сюда пришел запрос из Израиля: некий господин предлагает наладить поставку енисейской рыбы, которая весьма популярна в этом государстве.
Сегодня есть потенциальные инвесторы, готовые прийти на Таймыр, поскольку их интересует сырьевая база полуострова. Перспективным направлением для российской экономики является реанимация Северного морского пути, значительная часть которого проходит вдоль побережья Таймыра. Его эксплуатация могла бы стать одной из составных частей экономики округа. Эти и другие проекты уже легли в основу Концепции развития Арктики и Севера, которая по инициативе Хлопонина разрабатывается группой ведущих ученых и производственников.
- Я уже говорил, - утверждает он, - ранее разрабатываемые программы были декларативными - никакого экономического обоснования. Как следствие, немалые средства, выделяемые из центра, исчезали бесследно. Нынешняя программа развития Таймыра, над которой мы работаем, строится на иных принципах. К примеру, мы предложили объединить усилия четырех нефтяных консорциумов. Работая по одиночке на скромных по своим запасам месторождениях, они вряд ли смогут добиться многого. Более пристального внимания требует освоение газовых месторождений. Создание производства по переработке газокондесата обеспечит регион собственным топливом. Необходимо пересматривать местное законодательство, которое в ряде случаев не помогает развивать регион, а, напротив, становится тормозом, не позволяет привлекать инвесторов. А если не найдется желающих вложить средства в Таймыр, то и в дальнейшем мы будем лишь перечислять его несметные богатства, а не пользоваться ими.
Другая проблема - это "человеческий фактор". Нынче, когда рынок, не признавая географических и климатических различий, требует в корне изменить подход к формированию контингента, проживающего в этих широтах. Это в советские времена народ ехал на Север, соблазняясь высоким заработком, "северным" снабжением и иными льготами. Как только все эти блага прекратились, Север тут же стал у многих не в чести. В результате в ряде случаев огромные северные территории осваивать практически некому. С другой стороны, кампанейщина в освоении Севера приводила к тому, что сюда приезжали и те, в ком он вовсе не нуждался. Если учесть, что содержание социального комплекса в этих широтах дорогое удовольствие, то, очевидно, каждый невостребованный человек со временем становился ощутимой обузой. Поэтому одна из основных задач, стоящих перед губернатором и его командой, - предельно точно определиться с количеством людей, необходимых Таймыру. Надо создать им условия для нормальной работы. И в то же время предоставить каждому желающему возможность переселиться на материк.
Есть и еще один весьма интересный проект. Недавно был проведен конкурс "Золотой кадровый резерв Таймыра". В нем приняли участие практически все молодые специалисты округа. По итогам конкурса наиболее одаренные юноши и девушки получили реальный шанс для своего творческого роста, продвижения по карьерной лестнице. В свою очередь, округ укрепил свои кадры теми, для кого проблемы Таймыра и его будущее не пустой звук.
Этот регион и в первую очередь его люди заслуживают того, чтобы иметь право на долговременную перспективу, обоснованную научно, а не политическими лозунгами и сиюминутными желаниями отдельных личностей, справедливо полагает нынешний "начальник" Таймыра...
Что касается его самого, то он пришел сюда для того, чтобы что-то серьезное сделать своими руками. Это, пожалуй, и есть та основная причина, которая привела Хлопонина на хлопотную губернаторскую должность в один из самых отсталых по своему развитию регионов. Таймыр, по его убеждению, вскоре даст фору иным более благополучным территориям.
Когда материал готовился к печати, пришло сообщение, что Александр Хлопонин и губернатор Красноярского края Александр Лебедь подписали договор о межбюджетных отношениях Красноярского края и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
Этим документом регламентируется распределение между бюджетами края и округа ряда платежей - налога на добычу полезных ископаемых, платы за пользование водными объектами, а также распределение средств дорожного и экологического бюджетных фондов.
В соответствии с договором 60 процентов от суммы налога на добычу полезных ископаемых, исчисленной по полезным ископаемым, добытым на территории Таймыра (за исключением углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) направляется в бюджет округа. Плата за пользование водными объектами, расположенными одновременно на территории обоих субъектов Российской Федерации, распределяется между бюджетами пополам - по 50 процентов в доход бюджета каждого субъекта.
Комментируя подписание соглашения, губернатор Таймыра Александр Хлопонин заявил: "Мы долго и кропотливо шли к заключению межбюджетного соглашения. Теперь все противоречия между сторонами устранены. Подписание соглашения - это новый шаг к укреплению благосостояния нашего региона".