ХАДЖИМУРАД МАГОМЕДОВ: С "ШАМАНОМ" РАЗОРВЕМ КОГО УГОДНО

Завоевав половину золотого медального запаса на состоявшемся в болгарской столице мировом чемпионате среди борцов вольного стиля, мужская российская сборная, возглавляемая новым главным тренером Джамболатом Тедеевым, доказала, что ей по-прежнему нет равных на планете.

Особенно наши болельщики обрадовались успеху представителя дагестанской школы Хаджимурада. Победителя Игр в Атланте пять лет преследовали всевозможные травмы, из-за которых он пропустил большинство основных стартов. И все же мужественный атлет не бросал тренировок, надеясь дополнить свою домашнюю коллекцию наград единственной недостающей золотой медалью чемпиона мира. Мечту Хаджимурад осуществил в Софии, а о его превосходстве над соперниками говорит тот факт, что в пяти схватках он "подарил" им единственный балл.
- До сих пор твоим лучшим результатом на чемпионатах мира было второе место, которое ты занял два года назад в Анкаре. Сюда приехал только за победой?
- После того, как я в 22 года стал олимпийским чемпионом, от меня ничего иного не ожидают. И это, наверное, естественно. Другое дело, что по состоянию здоровья часто не успевал набрать оптимальную форму к главным стартам, и по этой причине успехи обходили меня стороной. И вот наконец в нынешнем сезоне меня впервые за долгое время ничего серьезно не беспокоило. Иными словами, появился реальный шанс выступить на чемпионате мира в полную силу, и я его не упустил.
- А в какой момент тебе пришлось особенно нелегко?
- Хуже всего оказалось дожидаться выхода на ковер. Почему-то расписание соревнований составили таким образом, что в предпоследний день я не участвовал ни в одном поединке, но зато в воскресенье провел сразу три решающие схватки. Подобные паузы не идут на пользу никому, и, если бы не большой опыт, я запросто мог "перегореть".
- В полуфинале тебе противостоял серебряный призер Олимпиады-2000 кубинец Жоэль Ромеро, которому ты проиграл в финале чемпионата мира-99. Настраивался на него особо?
- В этом не было нужды, потому, что на этой стадии слабые оппоненты исключены. Гораздо сложнее пришлось в решающем поединке с Брэндоном Эггамом из США. Виноват в этом был я сам. Слишком резко начав схватку, во втором периоде почувствовал, как стремительно уходят силы. К счастью, раньше удалось завершить схватку в свою пользу. По истечении основного времени вел со счетом 2:0 и уже в овертайме заработал решающее, третье очко, разорвав захват американца.
- Зато теперь, видимо, замахнешься на участие в Афинской Олимпиаде?
- На этот вопрос однозначно ответить пока не готов. В нынешнем сезоне, участвуя в непривычно большом количестве соревнований, затратил как никогда много сил. Хочу как следует отдохнуть и только затем решу, продолжать или нет спортивную карьеру.
- В счастливом 1996 году ты в основном тренировался в ЦСКА. В уходящем сезоне все повторилось, и вновь - стопроцентный результат. Это простое совпадение?
- Конечно, нет. Благодаря президенту клуба спортивной борьбы ЦСКА Андрею Силецкому здесь подобран великолепный тренерский коллектив. Заслуженные тренеры страны Анатолий Маргиев, Аркадий Гукасов, олимпийские чемпионы братья Анатолий и Сергей Белоглазовы и, конечно, нынешний главный тренер сборной России Джамболат Тедеев точно знают, чего должны добиваться на ковре их ученики. Отдельный разговор о моем личном тренере Шевалье Нусуеве. Благодаря его прозорливости я, собственно говоря, и стал олимпийским чемпионом. Он обладает удивительным даром предвидения, за что его уважительно называют экстрасенсом, а то и вовсе шаманом. Меня, например, пять лет назад он заставил поверить в невозможное, и незаметно для себя я утвердился в мысли, что на самом деле способен выиграть Олимпиаду. В этом году Шевалье вновь настоял, чтобы я большую часть времени занимался в ЦСКА. И опять словно в воду глядел!
- Во время чемпионата мира я жил в одном гостиничном номере с твоим отцом. Он рассказывал, как ездит на турниры и записывает на видеокамеру твои схватки, а дома тебя в это время ждут-не дождутся жена Аймесе и сын Хамзат, которому скоро исполнится полтора года. Семья для тебя наверняка - главное в жизни?
- Конечно, как для любого жителя Кавказа. Отец, кстати, по профессии инженер-строитель, мелиоратор, а вот я поступил сразу на два факультета Дагестанского госуниверситета - юридический и экономический. Скорее всего, моя будущая работа будет связана с экономикой. В любом случае оба диплома мне пригодятся.
- А тренером становиться не собираешься?
- Нет. Слишком уж тяжела ноша.