СПЛОШНАЯ ХИМИЯ

Месяц назад американская газета "USA Today" писала, что задержка уничтожения химарсенала в Щучьем символизирует неудачи американских и международных организаций в попытках помочь России в ликвидации 40 000 тонн химического оружия, произведенного еще в Советском Союзе. Фактически пока не уничтожено ничего.

За десятилетие на деньги, выделенные правительствами разных стран, построена в Щучьем средняя школа, идет реконструкция больницы и поликлиники, построено жилье для будущих работников завода уничтожения химического оружия (УХО). Планируется создание газопровода и нового водопровода, возможно, канализации. По словам главы администрации Щучанского района Сергея Кириллова, оценить состояние окружающей среды и здоровья людей можно будет только после окончания строительства диагностического центра, которое планируется в следующем году. Заметим, что создание заводской инфраструктуры по плану должно вестись опережающими темпами, в этом определенный сдвиг виден. Но работы по строительству самого объекта находятся до сих пор в начальной стадии. Подготовлена, правда, стройплощадка. Но, по большому счету, о чем-то серьезном говорить не приходится.
Причем в связи с тем, что российское правительство приняло решение разрешить перевозку химоружия из других арсеналов в Щучье, проблем стало больше. В частности, надо тянуть 11-километровую железнодорожную ветку, включающую возведение моста через реку Миасс. Ясно, занятие это не из дешевых и не из скорых.
В Щучьем сосредоточено около 2 миллионов артиллерийских снарядов; 718 боеголовок к ракетам СКАД, ФРОГ; 42 боеголовки к ракетам СС-21. Каждая может причинить такой же вред, как маленькая ядерная бомба. Именно последнее обстоятельство особенно беспокоит.
Дело в том, что хранящиеся в открытых стойках на деревянных складах снаряды являются удобным портативным оружием массового поражения, которым легко могут завладеть террористы. Даже самый миниатюрный, легко умещающийся в портфеле 85-миллиметровый артиллерийский снаряд, начиненный зарином, может убить до 140 000 человек, если его применить в плотно населенной области.
Вот что думает по этому поводу Пауль Валкер, член природо-охранной организации Зеленый Международный Крест, один из первых американцев, совершивший в 1994 году сюда поездку как штатный сотрудник конгресса.
- Щучье, безусловно, имеет шанс стать "супермаркетом" для террористов.
Запасы оружия в Щучьем составляют седьмую часть химического арсенала России, почти все оно унаследовано от времен Советов.
Склад химоружия в Щучьем, по международным оценкам, - самый опасный из семи имеющихся в России. Проблема в том, что оружие, хранящееся там, портативно и готово к использованию. Для террористов это более привлекательная цель для хищений, нежели большие контейнеры токсинов, хранящиеся на других российских территориях. Многие из этих снарядов и боеголовок легко спрятать, они универсальны в использовании. Кроме того, эти убийственные запасы уязвимы. Они находятся в обедневшей Курганской области, недалеко от границы с Казахстаном и государствами Средней Азии, которые могут стать приютами для "Аль-Каиды" и других террористических организаций. На самих хранилищах нет надежного контролирующего оборудования, так что лица, имеющие доступ к складам, могут совершить кражу боеприпасов, которая может остаться практически незамеченной.
Кроме того, в ближайшее время в Щучье уже намечена переброска снарядов из Удмуртии. Специалисты не представляют себе, как выполнить это задание. Ведь, по условиям транспортировки химоружия, железнодорожное полотно, по которому движется опасный груз, не должен пересекать ни один путепровод, состав не должен останавливаться. Понятно, в нынешних условиях выполнить такую переброску без нарушений невозможно. Чем они могут обернуться и кто будет ответствен за возможные ужасные последствия? Где гарантии, что часть опасного груза не будет разворована по пути следования? На эти вопросы нет ответов.
В то же время в поселке Плановый Щучанского района, где, собственно, и расположены склады, в специальной лаборатории давно идут работы по уничтожению боеприпасов, находящихся в аварийном состоянии. Понятно, что за 50 лет хранения корпуса некоторых снарядов приходят в негодность и пропускают пары отравляющих веществ. В соответствии с разработанной технологией из снарядов выкачивают отравляющие вещества, затем помещают снаряд в герметичный контейнер с нейтральным раствором. Потом эти обеззараженные снаряды идут на переплавку.
Понятно, что подобное штучное уничтожение хотя и растянуто во времени, но более безопасно, чем массовое. При аварийной ситуации возможный выброс небольшой части отравляющих веществ может быть ликвидирован наиболее полно и без видимых последствий. Так стоит ли "огород городить", затевая строительство целого завода? Не проще ли потратить деньги на усиление безопасности самого объекта? На закупку следящей аппаратуры, на контроль за хранением самого арсенала? Ведь может статься, что и новые вложения средств "растворятся" в строительстве.