СЛАБЫЕ ПОГИБАЮТ БЕЗ ШУМА

Гигант "Хольцман" считался нерушимой крепостью в строительной индустрии. Всего около двух лет назад его спас от банкротства лично федеральный канцлер, уговорив банки на кредиты... Но в нынешнем году "Хольцман" все равно рухнул.

Еще более массовые огорчения вызвало банкротство медиа-империи Кирха, в руках которого находились права на показ "Формулы-1" и основных игр футбольной бундеслиги, большинство клубов которой существовало за счет денег этого магната.
Два грандиозных скандала оставили в тени еще 82 398 фирм, которые разорились в ФРГ перед наступающим Рождеством. Это рекорд в немецкой истории, который, как предсказывают не только эксперты, будет непременно побит в будущем году, когда ожидается не менее 89 тысяч банкротств.
В правовом государстве они всегда являются двуединым показателем - с одной стороны, это следствие экономических неурядиц, а с другой - причина увеличения числа безработных. В 2002 году не осуществились скромные надежды даже на полуторапроцентный рост экономики, зато имеют большие шансы оправдаться прогнозы на следующий - рост ниже одного процента, по существу, застой. С нынешним банкротством страна лишилась 680 тысяч рабочих мест, потерпела ущерб на 40 миллиардов евро. В столице число потерявших работу впервые превысило 17 процентов. По стране только зарегистрированных безработных стало 4,1 миллиона, будет в лучшем случае четыре с половиной миллиона.
В Германии, казалось, надолго забывшей о забастовках, сейчас стачки возникают повсеместно, охватывая самые различные группы - от транспортников, банковских работников, строителей и до полицейских. Как ярко показало прошедшее на этой неделе обсуждение госбюджета на 2003 год, денег правительству не хватает ни на что - помощь по безработице сократится на 2,9 миллиарда евро, вместо 73 долгожданных транспортных самолетов бундесвер получит 60, для части новых истребителей не закупят новейшего вооружения, сократят доплаты больничным кассам, откажутся от многих других дотаций. Не лишенные протестного юмора немцы организовали движение "Последнюю рубашку для Шредера!", действительно собрав более 30 тысяч поношенных рубах, которые в конечном итоге передадут, конечно, не канцлеру, а в лавки "секонд хэнд".
Германия, совсем еще недавно образец для стран, поменявших свою валюту на евро, теперь не в состоянии выполнить требование "пакта стабилизации" для новой денежной единицы, поскольку дефицит бюджета в ФРГ выше допустимых трех процентов.
Разумеется, федеральный канцлер прав, когда говорит, что "Германия не может обособиться от трудностей, которые охватили мировую экономическую конъюнктуру". И надвигающаяся война против Ирака не сулит благ мировому хозяйству. Но чем больше правящая коалиция ссылается на внешние причины, тем чаще население страны задает вопрос: "А что делают правительство, предприниматели, профсоюзы для решения важнейших социальных проблем?"
В такой ситуации требуется правительство, которое, разработав четкую концепцию, будет проводить ее последовательно в жизнь, не поддаваясь нажиму различных общественных слоев. Но такой концепции у команды Шредера нет. Идя пять лет назад в атаку на правительство Гельмута Коля, нынешний канцлер говорил: "Мы не будем все делать по-другому, но многое будем делать лучше". Социал-демократы в коалиции с "зелеными" действительно делают "не по-другому", но, к сожалению, и не лучше.
"Правительство Шредера, - пишет "Берлинер цайтунг", - вступило на путь, который ведет в тупик. Оно штопает дыры в бюджете за счет высоких государственных долгов. В следующем году возьмет еще 35 миллиардов евро к 13,5 миллиарда, позаимствованным в настоящее время". Нерешительностью и непоследовательностью отмечен весь обещанный процесс реформ, но ни одно начинание не доведено до конца - налоговую реформу развивают по принципу "шаг вперед, шаг назад и два в сторону", так что к денежным поборам не могут приспособиться ни юридические, ни физические лица, и бесчисленные средства уходят за границу.
Оппозиция с особым удовольствием отыгрывается на беспомощности и бездействии властей, но каждому очевидно, что у нее самой нет предложений по оживлению хозяйства и сокращению числа "лишних людей". Богатая страна проедает накопленное в прежние годы и не ведает, как восполнить исчезающие запасы.