СОХРАНИТ ЛИ ТЕАТР СВОЙ "ВИШНЕВЫЙ САД"?

О грядущей всероссийской режиссерской конференции, на днях прошедшей в Москве, говорили долго и много, поэтому всякий, кто сумел приехать на нее, испытал нечто похожее на гордость. Но, пожалуй, самым счастливым человеком среди собравшихся выглядел Борис Голубовский, участник первой режиссерской конференции 1939 года, избежавший участи Всеволода Мейерхольда, арестованного почти сразу после ее окончания и погибшего в застенках КГБ.

Сегодня у нас режиссеров больше не причисляют к работникам идеологического фронта и, слава Богу, не арестовывают, поэтому они могут свободно обсуждать свои профессиональные проблемы. На конференции шла острая дискуссия о будущем репертуарного театра, оказавшегося заложником рыночных отношений. Его судьба может оказаться такой же драматической, как судьба чеховского "Вишневого сада", вырубленного под корень купцами лопахиными. Для этого совсем не обязательно, чтобы они приходили в театр "со стороны". Как ни странно, сами режиссеры, которые раньше упорно боролись с политической цензурой, отстаивая свободу творчества, сегодня, как выразился Юрий Соломин, охотно "ложатся" под публику с низкопробными вкусами.
В течение двух дней режиссерами было сказано много горьких и справедливых слов по поводу нынешней театральной ситуации. При этом Анатолий Васильев клялся, что никогда не станет угождать низменным вкусам, так как слишком высоко ценит себя и свою профессию, считая ее жертвенной. Но таких "схимников" в искусстве не так уж много. Для большинства его коллег режиссура - это ремесло, которым они зарабатывают на жизнь, а потому им хотелось бы иметь какие-то права на свои спектакли, например, получать проценты от проката. Если будущей гильдии режиссеров удастся защитить интеллектуальную собственность ее членов, это будет большой победой для театра.
Выступивший на конференции министр культуры Михаил Швыдкой объяснил собравшимся, что теперь главным в искусстве считается продюсер, так как он достает деньги на постановки и больше всех рискует в случае провала спектакля. Конечно, Швыдкому виднее, но, как мне кажется, главными все-таки остаются актеры и режиссеры, поскольку от таланта зависит качество художественной "продукции". Но это так, к слову, а в принципе сегодня режиссеры делятся на две категории: имущих и неимущих. К первой относятся художественные руководители, у которых есть свои труппы и здания, ко второй - те, кого приглашают на постановки. Причем эти "пролетарии" тоже сильно разнятся между собой. Среди них есть такие, кто уже "раскручен" прессой, считается модным, поэтому за свое художественное "тавро" они берут гонорары, равные полугодовому окладу худрука. Я не говорю о знаменитостях типа Романа Виктюка, который не соглашается ставить менее чем за 15 тысяч долларов.
Может, такого рода мэтрам гильдия и не очень нужна. Но вот кому она по-настоящему нужна, так это начинающим режиссерам, не имеющим сегодня возможности даже поставить дипломный спектакль, а значит, - получить диплом. Ну выделило недавно министерство культуры 15 грантов для выпускников режиссерских отделений, но ведь это на всю страну... С одной стороны, театры вроде нуждаются в притоке свежих режиссерских сил, а с другой - боятся рисковать. Недаром Петр Фоменко во время конференции говорил об ответственности педагогов за подготовку тех, кто продолжит традиции русского театра. Пока у нас есть такие замечательные режиссеры, как Марк Захаров, Анатолий Васильев, Юрий Любимов, Лев Додин, Генриетта Яновская, Михаил Левитин, всей своей жизнью выстрадавшие собственные коллективы, но время идет, и непонятно, кто придет им на смену. Сохранят наследники "вишневые сады" или безжалостно пустят их под топор? Вот в чем вопрос...