11 декабря 2016г.

"ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ" В ДЕКАБРЕ

Лескова Наталия
Статья «"ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ" В ДЕКАБРЕ»
из номера 234 за 18 Декабря 2003г.
Опубликовано 01:01 18 Декабря 2003г.
За две недели до Нового года на Землю прольется "звездный дождь". Именно так будет выглядеть с нашей планеты метеорный поток геменид, который обычно приближается к поверхности голубой планеты в середине декабря.

Как нам рассказал заместитель директора Государственного астрономического института имени Штернберга Николай Емельянов, пик метеорного дождя - ночи 16-18 декабря, когда в земной атмосфере сгорят до тысячи "звездочек" - частиц, состоящих из разогретой до колоссальных температур космической пыли. Скорость потока, несущегося к нам из созвездия Близнецов, составляет около 40 километров в секунду. В ясную погоду удивительное по красоте зрелище можно наблюдать в Москве и других городах нашей страны.
- Гемениды относятся к числу важнейших ежегодных метеорных дождей: они, пожалуй, наиболее загадочны и наименее изучены, - рассказал ученый. - Обычно причиной метеорных дождей служат кометы: при их проходе близко к Солнцу часть льда тает и испаряется, а затем вновь замерзает, но уже в виде самостоятельных частиц. При попадании в атмосферу они сгорают и образуют метеоры. Это явление было открыто учеными в середине XIX века.
Поиск кометы, породившей геменид, продолжался более века, пока в 1983 г. американский астрономический спутник IRAS не обнаружил космическое тело, названное впоследствии 3200 Фаэтон. Именно оно, судя по всему, "породило" геменид. Но открытие IRAS не раскрыло тайну декабрьского метеорного дождя, а лишь породило новые: 3200 Фаэтон оказался не кометой, а астероидом. Все учебники по астрономии гласят, что астероиды не образуют метеорных потоков, а лишь служат материалом для появления космических странников - каменных и железных метеоритов. Гемениды - единственное известное на сегодня исключение.
Старший консультант NASA Билл Кук считает, что много столетий назад 3200 Фаэтон вполне мог быть обычной кометой, однако его орбита пролегает так близко к Солнцу, что весь лед с поверхности ядра кометы испарился и поверхность Фаэтона стала напоминать безводный астероид.
По сей день ученые продолжают изучать декабрьский "золотой дождь", пытаясь понять его природу. По их мнению, ответ на этот вопрос откроет многие тайны Вселенной.