11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ: "БАЛЕТ - ЛЕКАРСТВО ОТ БЕЗУМИЯ"

Заозерская Анжелика
Статья «НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ: "БАЛЕТ - ЛЕКАРСТВО ОТ БЕЗУМИЯ"»
из номера 232 за 18 Декабря 2007г.
Опубликовано 01:01 18 Декабря 2007г.
Народный артист России, премьер Большого театра Николай Цискаридзе к столетию легендарных "Русских сезонов" Сергея Дягилева (в честь которого с 19 по 21 декабря в Москве пройдет балетный фестиваль) подготовился более чем основательно. В четырех балетах - "Синий бог", "Шехеразада", "Видение розы" и "Послеполуденный отдых фавна", в начале ХХ века прославивших дягилевскую антрепризу, а нынче восстановленных "на Цискаридзе", Николай будет танцевать главные партии. Задача тем более ответственная, что в трех из этих спектаклей некогда блистал гениальный Вацлав Нижинский.

Необычно и то, что в рамках фестиваля Цискаридзе собирается дать свой творческий вечер. Раньше Николай избегал творческих вечеров, полагая, что их проводят артисты, уже подводящие итоги своей карьеры. Что же побудило танцовщика изменить собственным правилам?
- Вы правы, я не большой любитель концертов, - заметил Николай. - Вот спектакль с декорациями, с драматургией, с единым сюжетом - это совсем другое дело. Выходить на голую сцену и танцевать отрывки из балетов куда менее интересно. Но я решился на нынешний творческий вечер, потому что это как бы возможность перевоплотиться в образ великого Нижинского - все номера программы взяты из его репертуара.
- Не боитесь "примерить костюм Нижинского" на себя? Ведь это трагическая фигура - он сошел с ума, рано ушел из жизни...
- Профессия - одно, сумасшествие - другое, оно к творческому процессу как раз не имеет никакого отношения. Напротив, именно балет до последнего удерживал Нижинского от погружения в бездну сумасшествия. Об этом свидетельствует хотя бы такой случай: когда супруга Нижинского Ромола (она была венгеркой) привезла своего мужа смотреть балет "Кармен", у него был совершенно отрешенный вид. Но после спектакля разум Нижинского просветлел, он на несколько часов стал прежним Вацлавом - жизнерадостным, взволнованным, увлеченным.
Что же касается моего желания "примерить костюм", а вместе с ним и репертуар Нижинского на себя, то в нем нет ничего неожиданного или странного. Как известно, практически каждого выдающегося танцовщика - и Сергея Лифаря, и Владимира Васильева, и Мариса Лиепу, и Михаила Барышникова сравнивали с Нижинским. Личность великого танцовщика - своеобразная точка отсчета для всего балета ХХ века. Ведь Нижинский создал новое направление - танец модерн. "Послеполуденный отдых фавна" (1912 год) стал первым образцом этого стиля. Кстати, после Нижинского никто больше не танцевал партию фавна, и первым артистом, кто это сделает спустя почти столетие, буду я. И лестно, и волнительно.
- Но ведь, насколько я могла судить по репетиции, весь спектакль исполнитель главной партии важно ходит по сцене...
- Если бы вы знали, как сложно ходить по сцене так, как это делал Нижинский! Да это самое трудное из всего, что было за всю мою балетную карьеру. Когда танцевал Вацлав Фомич, газеты дивились его удивительной технике, невероятным полетам, например, в спектакле "Видение розы", где Нижинский перелетал от середины сцены до оконного проема. Но сегодня любой солист Большого театра может совершать куда более сложные прыжки, перелетать из одного конца огромной сцены Большого театра в другой. В техническом плане балет очень продвинулся, и то, что 100 или 50 лет назад было сенсацией, в настоящее время стало нормой. А вот артистизм Нижинского по-прежнему остается недосягаемым эталоном.
- Николай, но ведь до нас не дошли записи выступлений Нижинского, а следовательно, мы можем судить о его таланте только на основании воспоминаний современников. Вы не исключали, что слава Нижинского была следствием рекламы, грамотно продуманной раскрутки артиста?
- Может быть, в какой-то степени. Сергей Дягилев, который был продюсером "Русских сезонов", и в частности Вацлава Нижинского, не позволял снимать его танцы на кинопленку. Будучи первоклассным импресарио, Сергей Павлович уже тогда понимал, что эстетика танца меняется и то, что вчера выглядело шедевром, через годы будет казаться обычным явлением, хотя бы в плане балетной техники. Но зато мы имеем великий миф о Нижинском.
- Легендарный танцовщик Михаил Лавровский в свое время создал собственную вариацию на тему этого мифа - поставил свой балет "Нижинский". А вы, Николай, согласились бы исполнить роль самого Нижинского?
- Как не люблю творческих вечеров, так не люблю и "биографических" балетов. У каждого из нас за плечами своя биография - что ж танцевать чужую?
- Поэтому в ближайшем будущем в Большом театре пройдет творческий вечер Николая Цискаридзе. Кто инициатор вашего выступления в столь нелюбимом вами жанре?
- Как ни странно, я сам. Большой - мой главный дом, и я прекрасно понимаю, что оставаться в этом доме в роли классического танцовщика мне осталось совсем недолго (на днях справлю 34-летие). И я прямо сказал руководству театра, что хочу провести бенефис. Как мне кажется, я вовремя почувствовал, что настал тот час, когда я должен сказать: "Спасибо моим учителям". Поэтому творческий вечер в Большом театре полностью посвящу своим педагогам - Марине Тимофеевне Семеновой, Галине Сергеевне Улановой, Петру Антоновичу Пестову и другим. В честь Марины Семеновны я станцую балет "Тень", в память Галины Сергеевны - "Нарцисса", которого мы вместе с ней поставили...
Каждому своему учителю я бесконечно благодарен. Например, Петр Антонович Пестов создавал такую творческую атмосферу в классе, что, даже когда внезапно выключался свет, я продолжал делать "жене ан турнан". Петр Антонович научил своих воспитанников относиться к балету как к миссии, извините за громкое слово. Как к делу жизни, как к долгу.
- Звучит пафосно. Отсюда можно сделать вывод, что Николай Цискаридзе - полная противоположность Вацлава Нижинского: сильный, бесстрашный, неуязвимый...
- Уверяю вас, без железной воли, без силы духа, без мужества на сцене Большого театра делать нечего. Но, к счастью, мне уже ничего никому доказывать не надо. Для меня наступила счастливая пора, когда можно танцевать в свое удовольствие, в соответствии со своими желаниями. Например, я попросил, чтобы мой творческий вечер в рамках фестиваля "Русские сезоны. XXI век" прошел под живое звучание Национального филармонического оркестра России, которым дирижирует маэстро Владимир Спиваков. Благо что Владимир Теодорович - мой большой друг. Он понял, что подобные мои пожелания - не капризы звезды, а результат моего профессионального опыта, если хотите - даже воплощение каких-то детских мечтаний.
- Николай, вы неоднократно входили в жюри телепрограммы "Танцы на льду". А у самого не возникало желания стать на коньки? Тем более что ваша бывшая партнерша Анастасия Волочкова уже подала пример такого отчаянного поступка и вышла в финал "Ледникового периода"...
- Бесконечно восхищаюсь мужеством Насти, но сам никогда не решусь на это. Многие фигуристы, ставшие моими друзьями, - Маша Бутырская, Оксана Грищук и другие - уговаривали меня стать на коньки, но я не поддался. Для артиста балета катание на коньках может стать роковым: там совершенно другие движения ног, после которых на сцене тебе может стать очень некомфортно. Уж не говорю о риске травм. Возможно, когда я перестану быть солистом Большого театра, тогда и покатаюсь.
- Вы верите, что за такое короткое время участник шоу может стать хорошим фигуристом?
- Он может научиться элементарным движениям, но истинной легкости, филигранности, вдохновения достичь за четыре месяца тренировок невозможно.
Я буду танцевать на канале "Культура" в рамках "Новогоднего бала с Юрием Башметом". Мне не захотелось принимать участие в новогодних огоньках других каналов в качестве шоумена или говоруна, но я с радостью принял предложение Юры порадовать его гостей тем, что умею делать, то есть танцевать. Ну а лучшего подарка к Новому году (который у меня, кстати, совпадает с днем рождения), чем возможность исполнять любимые партии для любимых людей, и представить себе не могу.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников