Наталия Белохвостикова: "Поучать и воспитывать я совершенно не умею"

Завершается монтаж новой картины режиссера Натальи Наумовой "В России идет снег", в которой играет ее мама - актриса Наталия Белохвостикова. Эпизодическая роль отведена и младшему брату Натальи Кириллу. Продюсер фильма - глава семьи режиссер Владимир Наумов. Об отношениях внутри творческого семейного коллектива Наталия Белохвостикова рассказала корреспонденту "Труда-7".

- Вы изначально хотели, чтобы дочка выбрала творческую профессию?

- Я никогда ее ни от чего не отговаривала. В 16 лет, после 9-го класса, я поступила в институт кинематографии. Для моих родителей-дипломатов это был совершенно иной мир. Но я всегда слышала: "У тебя все получится". Сначала я не хотела, чтобы Наташа становилась актрисой, потому что актерская профессия слишком зависимая. Ты можешь родиться не в тот век или не с тем лицом. Твое лицо понадобится через 15 лет, когда ты уже не в состоянии играть молодых героинь. Все слишком неопределенно. Мой великий учитель Сергей Аполлинариевич Герасимов всегда говорил: "Ребята, вы завтра проснетесь знаменитыми, но это не значит, что после следующей картины вас будет ждать такой же успех. Вас могут вообще больше не пригласить сниматься. Готовьтесь к тому, что каждая роль может стать последней". Поэтому осознание того, что тебе никто не обещает счастливую жизнь и мало что зависит в профессии от тебя самой, было со мной всегда.

- К режиссерской профессии вы относитесь более снисходительно?

- Мне повезло: я жена режиссера и понимаю, какое это счастье - осознавать, что у тебя есть талант и в твоих руках все, что может впоследствии стать чудом. В руках режиссера звук, цвет, музыка, актеры. И из этого он лепит полноценную картинку. Это уникальная профессия. И я по-хорошему очень завидую людям, которым это дано. Поэтому безумно рада, что Наташа родилась с режиссерским талантом.

- А сами не пробовали стать режиссером?

- Нет. Я не буду делать того, что мне не дано свыше. Как, например, я никогда не пробовала преподавать. Надо мной никогда не стояла бесконечная проблема заработка. Поэтому я никогда никого не осуждаю. Каждый зарабатывает как может.

- Вы недавно отметили 35 лет совместной жизни.

- Да. За такой длительный срок мы научились понимать друг друга без слов. Доходит до того, что мы сидим в разных углах комнаты, каждый занят своим делом. И вдруг мы начинаем говорить про одно и то же. Мы чувствуем друг друга за километры. Если он находится далеко заграницей и там возникают какие-то проблемы, я четко знаю: что-то произошло. Начинаю его искать и спрашивать, что случилось. Это уже какая-то иная, неземная связь. Я думаю, что многие могут прожить гораздо больше и существовать совершенно иначе, нежели мы с Володей. Мы же с ним противоположности. Но я твердо могу сказать: мы проросли друг в друге. Я уже не помню жизни без него. Володя для меня - человек, который был всегда.

- Вы часто даете волю своим эмоциям?

- Я очень эмоциональный человек. Я безудержна. Если мне что-то нравится, то погружаюсь с головой, и вывести меня из этого состояния практически невозможно. Мы с мужем бесконечно творческие люди. Например, Володя помимо режиссерской работы прекрасно рисует. Выставки его картин проходили в музее Кандинского в Мюнхене, в Японии, в российском музее имени Пушкина. У него из-под руки выходят совершенно парадоксальные лики, мистические персонажи. Я понимаю, что этот мир мне неподвластен. Вообще меня восхищает то, что мой муж - человек, который живет миллионами проблем и проектов. В его голове непрерывно варится огромное количество идей. Он, например, отучил меня отдыхать. Для нас отдых означает время, когда можно куда-то выехать, чтобы найти новую натуру, подпитаться новыми идеями. Это не может быть просто лежание на пляже.

- Кто у вас в семье лидер?

- У нас полное равноправие и гармония. (Улыбается.) Демократия безграничная. В профессии я, конечно, иду по стопам мужа. Единственное мое преимущество состоит в том, что я имею возможность стоять у истоков. Пару лет назад муж собирался снимать фильм совместно с Марчелло Мастроянни. И вместе с Тонино Гуэрра они планировали написать сценарий. Мастроянни тогда приезжал к Тонино в дом, и они начинали творить. А я сидела в углу и наблюдала. Посмотреть на этот процесс дорогого стоит: три гениальных человека в одной комнате. Они постоянно перебивают друг друга, потому что им одновременно приходят на ум новые идеи. Параллельно они рассказывают какие-то байки. Обидно только, что этот сценарий так и не состоялся. Марчелло уже тогда был болен, и вскоре его не стало.

- Есть ли что-то такое, что вы запрещали Наташе, но разрешаете Кириллу?

- Я все разрешала своей дочери. Всегда считала, что она права. Она росла рядом и поэтому понимала, что хорошо, а что плохо. Поучать и воспитывать я совершенно не умею. Сколько бы человечку ни было лет, с ним необходимо беседовать, словно со взрослым. Доверять ему и верить в него. Вообще у Наташи и Кирилла очень уважительные отношения. Но сестра никогда не упускает момента побаловать брата. Он очень смешной персонаж. Каждый день что-то новое открывает для себя. Вот недавно Наташа сняла его в кино - у Кирилла есть целая фраза. (Смеется.)

- В семье растет еще один актер?

- Пока таких заявлений он не делает. Он хочет быть художником. Кирилл очень хорошо рисует и восхищается рисунками папы. Папа для него авторитет. Правда, бывают моменты, когда мы хотим быть режиссером. (Улыбается.)

- Кирилл остается дома с няней?

- Да, с няней. Он не ходит в детский сад. Но очень хорошо читает и пишет. Например, пишет мне письма каждый день, что очень меня любит и хочет, чтобы все было хорошо.

- Что вы испытываете, снимаясь в фильме дочери?

- Я пыталась помочь ей выразить то, что она хочет. И именно потому, что это моя дочь, мне хотелось выжать максимум из своих возможностей. В работе с Наташей или Володей на мне очень большая ответственность. Я знаю, что не могу их подвести.

- Папа Наташе помогает в работе?

- Во время первого ее фильма Володя ни разу не присутствовал на съемочной площадке. А в этой картине он стал практически соавтором. Когда возникают проблемы, всегда помогает советом. Но зачастую наша помощь Наташе - это попытка ей не мешать.

- Готовые картины отсматриваете вместе?

- Никогда. Я вообще не видела ни одну свою картину. На экране я не вижу фильм как таковой. Я вижу то, что происходило за кадром. Даже свою первую работу в фильме у Герасимова я смогла посмотреть только год назад, когда исполнилось 100 лет со дня рождения моего учителя.

- Неужели вы никогда не ходите на премьеры?

- Что вы, я ужасно переживаю! Мое состояние граничит с обмороком. (Смеется.) А вот Володя всегда стойко смотрит свои картины. Я его за эту силу очень люблю. Я не могу смотреть даже работы мужа или дочери.

- У кого легче сниматься - у мужа или у дочери?

- Могу сказать, что мне очень приятно работать с Наташей. Нет никаких конфликтов, потому что я твердо убеждена, что на съемочной площадке их быть не должно. Я должна существовать в комфорте. Наумов относится к режиссерам, которые любят актеров и через актеров идут к своей цели. Актер для таких людей - инструмент очень нежный. Они его берегут. И Наташа ощущает актерство через себя и тихо, спокойно добивается своего.

Наше досье

Наталия Белохвостикова родилась в Москве в 1951 году в семье дипломата. Ее детство прошло в Англии. В 1971 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии. Уже на втором курсе она сыграла главную роль в фильме своего учителя режиссера С.А. Герасимова "У озера". В дальнейшем снялась в главных ролях более чем в 30 фильмах. Замужем за режиссером Владимиром Наумовым. В 1977 году у них родилась дочь Наталья, которая сейчас сама снимает кино. В 2007 году они усыновили четырехлетнего мальчика Кирилла.

На фото:

Наталия Белохвостикова с мужем Владимиром Наумовым, дочерью Натальей и сыном Кириллом на премьере фильма «Джоконда на асфальте». 2007 год.