ВЕК СВОБОДЫ НЕ ВИДАТЬ

Сегодня от одного только упоминания "Восточно-европейская компания", сокращенно "ВЕК",

Сегодня от одного только упоминания "Восточно-европейская компания", сокращенно "ВЕК", руководители ряда ижевских предприятий багровеют от досады, а кое-кто хватается и за валидол. На дух не желают слышать и имя ее директора господина Русских. А ведь два года назад с этой фамилией они связывали свои самые лучшие надежды.
Сегодня никто не помнит, как родилась замечательная по своей простоте идея заключить договоры с предприятиями-должниками в Пенсионный фонд России. Суть их сводилась к следующему: предприятие-должник отгружало на реализацию некой фирме свою продукцию. Фирма продавала предоставленные ей товары, но рассчитывалась за них не деньгами, а векселями Пенсионного, так называемого уполномоченного банка. Обладая таким векселем, предприятие гасило свои долги перед Пенсионным фондом России через тот же уполномоченный банк. Круг замыкался.
Какая от этого выгода фирме, предприятию? Самая прямая. При заключении такого рода сделок завод-должник получал отсрочки по выплате взносов в Пенсионный фонд, приостанавливался счетчик начисления пени. Не нужно суетиться, искать рынок сбыта своего товара. Продать его и рассчитаться с производителем бралась услужливая фирма. С Пенсионным фондом, как известно, кирпичами, автомобилями, тушенкой не расплатиться. А векселями можно. Вроде как и не деньги, а в зачет идут. И товар продается, и долг тает. Экономическая передышка такого рода нужна была практически всем товаропроизводителям региона при поголовных неплатежах. Такой хорошей фирмой в то время и стало товарищество с ограниченной ответственностью "ВЕК". Без сомнения, при строгом соблюдении всех условий сделки такая фирма могла иметь свой скромный процент от реализации и имидж надежного партнера, выполняющего благое дело.
Первую часть договора о реализации товаров предприятий- должников в Пенсионный фонд ТОО "ВЕК" выполняло как нельзя лучше. Автомобили, мотоциклы, колбасы, бензин, алкоголь по ценам ниже, чем у производителей, шли на ура. Дензнаки в "ВЕК" потекли рекой. А вот из "ВЕКА" на предприятия - лишь хилыми струйками.
Вот лишь одно исковое заявление АО "Ижсталь", направленное в арбитражный суд республики в марте 1998 года "...плательщик страхового взноса в счет погашения долга перед Пенсионным фондом России обязуется поставить ТОО "ВЕК" металл на сумму семь миллионов рублей. ТОО "ВЕК" обязуется оплатить отгруженную продукцию до декабря 1997 года простыми векселями Удмуртского Пенсионного банка". Фактически, как установил арбитражный суд, ТОО "ВЕК" передало АО "Ижсталь" векселей всего на один миллион триста тысяч рублей. Остальные суммы зависли в воздухе.
Аналогичный пассаж случается с совхозом "Восточный", ОАО "Ижмаш", АО "Павловский автобус", дочерним предприятием "Ижмаш-мотор". От заключенных сделок "ВЕК" получает с предприятий фирм товаров более чем на 36 миллионов рублей, а передает векселей всего на четыре миллиона. Неплохо для начала? Суды посыпались как из рога изобилия. Но их решения о взыскании долгов в большей своей степени оставались лишь бумажными вердиктами. С "ВЕКА" и взять-то было нечего.
Впрочем, этой истории еще не вынесен окончательный диагноз. Документальная проверка соблюдения налогового законодательства в обществе с ограниченной ответственностью "ВЕК", проведенная налоговиками по Устиновскому району, выявила ряд нарушений. Немало пришлось потрудиться налоговым полицейским республики, чтобы приоткрыть завесу движения финансовых потоков "ВЕКа" мимо государственной казны. Спросить же Александра Сергеевича Русских по поводу его фокусов в особо крупных размерах долгое время не представлялось возможным. На работе и дома отсутствовал. Теперь же у генерального директора "ВЕКа" есть время подумать, находясь в следственном изоляторе в качестве подозреваемого.