ВЛАСТЬ ИЩЕТ ВЫХОД ИЗ "ЛЬГОТНОГО ТУПИКА"

Больше недели регионы бурлили из-за плохо проработанной и во многом топорно осуществляемой монетизации льгот. Митинги пенсионеров во Владимире, Химках, Санкт-Петербурге подхватили Южно-Сахалинск, Хабаровск, Пермь, Казань... Люди перекрывали движение, требуя возврата льгот. Безусловно, многие льготы существовали только на бумаге, но вот правом бесплатного проезда на общественном транспорте пользовались практически все пенсионеры. Эта реальная потеря и стала главным раздражителем для митингующих.

...Уже начались разговоры о социальном кризисе в стране, связанном с действием закона о монетизации льгот. И тут вмешался Владимир Путин. Он публично заявил: "Правительство и регионы до конца не выполнили задачу, о которой мы говорили: чтобы, принимая решения, не ухудшить положение тех, кто нуждается в помощи государства. Правительство глубоко и всесторонне не продумало все эти вопросы". Чтобы оперативно поправить ситуацию, президент внес свои предложения. Во-первых, всем без исключения пенсионерам повысить пенсии. Не с 1 апреля, как планировалось, а с 1 марта. И не на 100 рублей, а на 240. Значит, Минфину дополнительно потребуется еще свыше 44 миллиардов рублей (столько отводилось на 100-рублевое повышение).
Эти деньги, предупредил президент, не предназначены для покрытия транспортных расходов. Тут есть другое решение. Предоставить каждому льготнику, в том числе и федеральному, единый проездной билет на месяц. Стоимость этого билета в каждом регионе будет определяться отдельно, но сумма не должна превышать размер компенсации. Если человек редко пользуется транспортом, то вправе сам решить: брать ему проездной или потратить деньги на что-то другое. За федеральных льготников разницу между стоимостью льготного билета и реальной стоимостью проезда будет доплачивать федеральный бюджет. Для этого правительство должно еще раз пересчитать расходы и найти дополнительные средства.
Региональная власть, которая после новогодних праздников занималась исключительно тем, что пыталась погасить разгорающиеся страсти по поводу монетизации, может сделать передышку. Социальная напряженность, хочется верить, пошла на спад. В сообщениях информагентств слышны отголоски митингов, которые были заблаговременно санкционированы. Хотя вопросы у людей, безусловно, остались. Например, курский льготник со своим "единым" уже не сунется в воронежский автобус? И не проедет в московском или питерском метро?.. В общем, поработать с законом еще придется.
Тем временем политики тоже не дремлют, заявляя о своей позиции в отношении социальной реформы. Например, генерал Владимир Шаманов, ставший помощником главы правительства по вопросам социальной защиты военнослужащих, предлагает вообще приостановить действие закона о монетизации хотя бы на время - первый квартал текущего года. Чтобы в течение этого моратория можно было, мол, принять политическое решение по каждому субъекту Федерации. Как образно заметил бывший ульяновский губернатор, руководство субъектов Федерации оказалось "между молотом и наковальней": деньги находятся в федеральном центре, а проблемы возникают на местах. Часть депутатов считает, что для разрешения возникших проблем можно использовать деньги Стабилизационного фонда. Ну а КПРФ (как ей "положено") начала инициировать в Госдуме процедуру недоверия правительству и требует отмены действия злополучного закона N 122. Потому что, по мнению ряда депутатов, сколько его ни латай, он все равно будет расползаться по швам. Недовольство начнет возрастать. Поводов достаточно: например, какой-то регион откажется от предоставления бесплатных лекарств своим льготникам.
Это еще многие пенсионеры не получили январской квитанции за квартплату, которая с нового года в среднем по стране повысилась на 10 - 15 процентов. И там, где региональным льготникам не сохранена 50-процентная скидка на услуги ЖКХ, волнения не исключены. Если люди просто перестанут платить, им по Жилищному кодексу грозит выселение. И что делать старикам, которым государство не в состоянии дать приличную пенсию на безбедную жизнь? Правительству, да и законотворцам важно бы точнее просчитывать последствия решений, затрагивающих жизненные интересы массы людей. И не загонять себя же в тупик, чтобы затем судорожно искать выход...