22 июня 2018г.
МОСКВА 
27...29°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.24   € 73.72
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

УКРАИНА С РОССИЕЙ ИЛИ ПРОТИВ?

Нарочницкая Наталия
Опубликовано 01:01 19 Января 2005г.
Наш Киев дряхлый, златоглавый,Сей пращур русских городов,Сроднит ли с буйною ВаршавойСвятыню всех своих гробов?А.С. Пушкин.

На фоне усиленного давления Запада на Россию судьбоносным вопросом становится вопрос об Украине. Нелишне вспомнить, между прочим, кое-что из истории. Одной из центральных задач своего похода на восток определяли завоевание Украины кайзер Вильгельм и Гитлер. Еще в XVI веке польско-литовские католики замышляли "Балто-Черноморскую Унию", которая санитарным кордоном отделила бы "Московию" от "цивилизованной" Европы. О главной цели геостратегии США на постсоветском пространстве - отрыве Украины от России - писал в 1991 году Збигнев Бжезинский. О предпочтительности "России без Украины" говорит президент Польши Александер Квасьневский...
Раздвоенность политики Украины в ее нынешних постсоветских границах естественна и неизбежна. Для русских и украинцев, у которых различия языков меньше, чем у баварцев и саксонцев, "братские" отношения - не громкие слова, не вымысел, но сложнейший, интереснейший, противоречивый социокультурный феномен.
Сейчас у востока Украины, вытесненного с идеологической сцены 90-х годов, впервые есть шанс выдвинуть всеукраинский исторический проект. Украинское самосознание стало в наши дни самосознанием миллионов людей, действительно дружественных России, - тех, кто готов противопоставить антирусским предрассудкам идеологию сотрудничества.
Официальный Киев в 90-е годы оказался зажат между идеологически аморфным многонаселенным промышленным востоком страны и пассионарным - в немалой степени антироссийски настроенным - западом. Молодых киевлян, что протестуют против бюрократии, против "кучмизма", 10 лет учили, что путь модернизации предполагает антироссийский акцент и что Мазепа - герой. Они не знают, что в свое время из 16 епископов, предавших Мазепу анафеме, 14 были малороссами, что в Севастопольской обороне участвовали "именные" - Черниговский, Полтавский, Житомирский полки, не знают, потому что Крымская война для них - это эпизод зарубежной истории...
Пора понять, что именно отречение от общерусской истории и от общеправославной судьбы, семена которого насильно внедрялись еще Австро-Венгрией, позволило обосновывать не просто отдельное от России, но и враждебное ей, ориентированное стратегически и духовно на Запад развитие Украины. Именно отождествление "украинства" с "антимосковитством" способствует наделению украинцев вечным комплексом неполноценности, комплексом "младшего брата". И национальное самосознание в Украине может не выйти из стадии самоутверждения, расточая национальную энергию и интеллект на поиски антропологических и культурных отличий от "москалей". Этот комплекс ставит сейчас на грань распада Украину и служит препятствием к ее подлинному самовыражению во всеукраинском национальном проекте. Убийственный диагноз самоубийства украинской идеи при вырождении в антирусизм поставил историк зарубежья Н. Ульянов: "Москвофобия дает образец величайшей ненависти ко всем чтимым и наиболее древним традициям и культурным ценностям малороссийского народа: она подвергла гонению церковно-славянский язык, утвердившийся на Руси со времен принятия христианства, и... общерусский литературный язык, лежавший в течение тысячи лет в основе письменности всех частей Киевского государства, меняет культурно-историческую терминологию, традиционные оценки героев и событий... Все это означает не утверждение, а искоренение национальной души".
З. Бжезинский и не скрывает, что нынешний передел мира для него - это окончательная победа латинского Запада над византийским наследием. Вряд ли это должно вдохновлять украинцев с их яркой и самобытной православной культурой. Первыми жертвами культурной стерилизации на универсальный западный манер падут малые нации, наивно усматривающие "врага" в России. Разве не пора искать гораздо более перспективную идеологию сотрудничества? Только она позволит и русским, и украинцам решить общую задачу - сделать православное славянство полноправной частью нового мира, которой не требуется унизительного экзамена на "цивилизованность". Ведь Европа, как в свое время владевшие Галицией Польша и Австро-Венгрия, рассматривает православную окраину как духовную бесприданницу - экспонат в этнографической деревне. Но ведь к общей пользе можно использовать тот факт, что в противостоянии этому зазвучат два голоса - украинский и русский.
Те же, кто опрометчиво ждет ослабления России и предвкушает дальнейший пожар на Кавказе, должны бы, думается, предвидеть, что огонь перекинется и на Крым, связанный исторической судьбой с Кавказом. На Западе есть силы, которые в интересах контроля над единым стратегическим пространством (Крым-Абхазия-Грузия) попытаются направить течение кризиса в сторону отделения Крыма. Это должен учитывать любой президент Украины. Борьба за радикальное изменение баланса в Средиземноморско-Черноморском регионе не завершена. Аналитики давно предупреждают о существовании сценария с использованием "крымско-татарской карты", превращающего Крым во "второе Косово". Экстремистское крыло крымско-татарского движения еще в 1992 году заявляло, что из-под России им Крым не вывести никогда, а из-под Украины - с помощью Турции и Запада - не так уж трудно...
Сейчас в Украине много говорят о возможностях выхода из кризиса путем изменения унитарной формы государственного устройства на федеративную. Переходит в стадию "практического действия" идея автономизации украинского юго-востока. Что же, если Россия давно ощутила свою многоукладность и культурное разнообразие, став федеративным государством, то, возможно, настало время и для Украины?
Но эта инициатива может оправдать себя только при условии сохранения целостности украинского государства и независимости его политики, обеспечения права ее народа выбирать свою судьбу. Обо всем этом неизбежно задумается любой ответственный украинский президент.




Каким будет выступление российской сборной по футболу на домашнем чемпионате мира? Ваш прогноз!