10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

УКРАИНА С РОССИЕЙ ИЛИ ПРОТИВ?

Нарочницкая Наталия
Опубликовано 01:01 19 Января 2005г.
Наш Киев дряхлый, златоглавый,Сей пращур русских городов,Сроднит ли с буйною ВаршавойСвятыню всех своих гробов?А.С. Пушкин.

На фоне усиленного давления Запада на Россию судьбоносным вопросом становится вопрос об Украине. Нелишне вспомнить, между прочим, кое-что из истории. Одной из центральных задач своего похода на восток определяли завоевание Украины кайзер Вильгельм и Гитлер. Еще в XVI веке польско-литовские католики замышляли "Балто-Черноморскую Унию", которая санитарным кордоном отделила бы "Московию" от "цивилизованной" Европы. О главной цели геостратегии США на постсоветском пространстве - отрыве Украины от России - писал в 1991 году Збигнев Бжезинский. О предпочтительности "России без Украины" говорит президент Польши Александер Квасьневский...
Раздвоенность политики Украины в ее нынешних постсоветских границах естественна и неизбежна. Для русских и украинцев, у которых различия языков меньше, чем у баварцев и саксонцев, "братские" отношения - не громкие слова, не вымысел, но сложнейший, интереснейший, противоречивый социокультурный феномен.
Сейчас у востока Украины, вытесненного с идеологической сцены 90-х годов, впервые есть шанс выдвинуть всеукраинский исторический проект. Украинское самосознание стало в наши дни самосознанием миллионов людей, действительно дружественных России, - тех, кто готов противопоставить антирусским предрассудкам идеологию сотрудничества.
Официальный Киев в 90-е годы оказался зажат между идеологически аморфным многонаселенным промышленным востоком страны и пассионарным - в немалой степени антироссийски настроенным - западом. Молодых киевлян, что протестуют против бюрократии, против "кучмизма", 10 лет учили, что путь модернизации предполагает антироссийский акцент и что Мазепа - герой. Они не знают, что в свое время из 16 епископов, предавших Мазепу анафеме, 14 были малороссами, что в Севастопольской обороне участвовали "именные" - Черниговский, Полтавский, Житомирский полки, не знают, потому что Крымская война для них - это эпизод зарубежной истории...
Пора понять, что именно отречение от общерусской истории и от общеправославной судьбы, семена которого насильно внедрялись еще Австро-Венгрией, позволило обосновывать не просто отдельное от России, но и враждебное ей, ориентированное стратегически и духовно на Запад развитие Украины. Именно отождествление "украинства" с "антимосковитством" способствует наделению украинцев вечным комплексом неполноценности, комплексом "младшего брата". И национальное самосознание в Украине может не выйти из стадии самоутверждения, расточая национальную энергию и интеллект на поиски антропологических и культурных отличий от "москалей". Этот комплекс ставит сейчас на грань распада Украину и служит препятствием к ее подлинному самовыражению во всеукраинском национальном проекте. Убийственный диагноз самоубийства украинской идеи при вырождении в антирусизм поставил историк зарубежья Н. Ульянов: "Москвофобия дает образец величайшей ненависти ко всем чтимым и наиболее древним традициям и культурным ценностям малороссийского народа: она подвергла гонению церковно-славянский язык, утвердившийся на Руси со времен принятия христианства, и... общерусский литературный язык, лежавший в течение тысячи лет в основе письменности всех частей Киевского государства, меняет культурно-историческую терминологию, традиционные оценки героев и событий... Все это означает не утверждение, а искоренение национальной души".
З. Бжезинский и не скрывает, что нынешний передел мира для него - это окончательная победа латинского Запада над византийским наследием. Вряд ли это должно вдохновлять украинцев с их яркой и самобытной православной культурой. Первыми жертвами культурной стерилизации на универсальный западный манер падут малые нации, наивно усматривающие "врага" в России. Разве не пора искать гораздо более перспективную идеологию сотрудничества? Только она позволит и русским, и украинцам решить общую задачу - сделать православное славянство полноправной частью нового мира, которой не требуется унизительного экзамена на "цивилизованность". Ведь Европа, как в свое время владевшие Галицией Польша и Австро-Венгрия, рассматривает православную окраину как духовную бесприданницу - экспонат в этнографической деревне. Но ведь к общей пользе можно использовать тот факт, что в противостоянии этому зазвучат два голоса - украинский и русский.
Те же, кто опрометчиво ждет ослабления России и предвкушает дальнейший пожар на Кавказе, должны бы, думается, предвидеть, что огонь перекинется и на Крым, связанный исторической судьбой с Кавказом. На Западе есть силы, которые в интересах контроля над единым стратегическим пространством (Крым-Абхазия-Грузия) попытаются направить течение кризиса в сторону отделения Крыма. Это должен учитывать любой президент Украины. Борьба за радикальное изменение баланса в Средиземноморско-Черноморском регионе не завершена. Аналитики давно предупреждают о существовании сценария с использованием "крымско-татарской карты", превращающего Крым во "второе Косово". Экстремистское крыло крымско-татарского движения еще в 1992 году заявляло, что из-под России им Крым не вывести никогда, а из-под Украины - с помощью Турции и Запада - не так уж трудно...
Сейчас в Украине много говорят о возможностях выхода из кризиса путем изменения унитарной формы государственного устройства на федеративную. Переходит в стадию "практического действия" идея автономизации украинского юго-востока. Что же, если Россия давно ощутила свою многоукладность и культурное разнообразие, став федеративным государством, то, возможно, настало время и для Украины?
Но эта инициатива может оправдать себя только при условии сохранения целостности украинского государства и независимости его политики, обеспечения права ее народа выбирать свою судьбу. Обо всем этом неизбежно задумается любой ответственный украинский президент.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников