ПРОБКА БЕЗ ШТОПОРА

В конце минувшего года Москва стала транспортным городом-"трехмиллионником": здесь прописано постоянно 3 000 000 автомобилей. Еще 200 - 250 тысяч машин ежедневно приезжают в столицу из области и других регионов России. Надо ли удивляться, что в центре города и на основных радиальных магистралях час пик по будням растянулся с раннего утра и до позднего вечера, а в случайную пробку можно угодить в любом месте и в любое время?

Но это все цветочки в сравнении с тем, что ожидает Москву через пять - семь лет. Автомобильный парк столицы ежегодно прирастает на 300 тысяч "железных коней", городу необходимо 60 млрд. рублей в год на дорожное строительство, имеется же меньше 10 процентов от этой суммы. "Благодарить" за это следует федеральную власть.
Напомним, что Госдума, реформируя налоговую систему страны, походя упразднила оборотный налог с пользователей дорог. А он составлял основу территориальных дорожных фондов, из которых финансировалось сооружение новых автомагистралей и реконструкция имеющихся. Взамен регионам обещали субвенции из федерального бюджета. Но вот результат: если в 2004 году федеральный бюджет выделил на развитие дорожной сети Москвы 16,4 млрд. рублей, то на 2005 год (с подачи министра финансов Алексея Кудрина) отпущено лишь 4,5 млрд. рублей. Между тем только сверхсрочных, неотложных работ в этой сфере у Москвы уже накопилось на 150 млрд. рублей.
Но это лишь одна сторона древней российской беды. Есть и другая. "Москва перегружена, - утверждает зам. начальника отдела организации дорожного движения УГИБДД ГУВД столицы Сергей Кузнецов. - Примерно 80 процентов улиц, особенно в центре города, практически утратили свою пропускную способность. Кольцевых и поперечных дорог не хватает, их дефицит составляет порядка 35 - 40 процентов".
Это правда и неправда одновременно. Ибо две трети автотранспорта, въезжающего по будням в центр, целый день стоит там, занимая улицы и переулки, вполовину сужая магистрали. А куда ему деться? Более десятка лет назад городские власти начали передавать эти стихийные стоянки под "платные парковки", пообещав на вырученные деньги начать сооружение подземных паркингов. Ну и где, в чьих карманах оседают эти деньги? Где хоть один построенный на них паркинг?
Лиха беда начало: сегодня любое учреждение, любая фирма считает своим долгом устроить "служебную" автостоянку непосредственно у офиса - и вот уже в пределах Садового кольца две трети малых улочек и переулков стали непроезжими. Даже казино вместо того, чтобы на "шальные" доходы рыть землю или строить многоэтажные гостевые гаражи, смело отгораживают железными решетками часть городской улицы под "клиентскую парковку" и выставляют пару-тройку румяных молодцов, чтобы "чужой" не заехал. Что называется, дешево и сердито. А прикормленная милиция вместо того, чтобы наводить порядок и нещадно штрафовать "самозахватчиков", заботливо следит, чтобы их кто-нибудь не обидел словом или делом.
...Специалисты подсчитали: чтобы транспорт в Москве полностью и наглухо "встал", при нынешних темпах развития дорожной сети и перегруженности требуется пять миллионов автомобилей. Три уже имеются, еще два добавятся самое позднее через 7 лет.
И тогда столица превратится в одну огромную пробку. Без всякого штопора.