ОЧЕНЬ НУЖЕН ПРОШЛОГОДНИЙ СНЕГ

Про московские снегосплавилки говорят разное. Кто-то утверждает, что аналога им нет во всем мире. Другие рассказывают легенду про столичного мэра - где-то, мол, в заграничной поездке Юрий Михайлович видел нечто подобное. Вернувшись, повелел сконструировать агрегат для переработки снега не хуже заморского.

И ОТ СТОЧНОЙ ВОДЫ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЬЗА
Снегосплавные пункты Мосводоканала работают уже четвертый зимний сезон, и по всему видно, что затея эта как минимум не провалилась. Раньше загрязненный снег, который собирали со столичных магистралей, самосвалы сбрасывали прямо в воды Москвы-реки и Яузы. Не надо быть химиком, чтобы представить себе, какая "таблица Менделеева" при этом растворялась в воде вместе со снегом. Ясно, что экологическое состояние этих рек в черте города стало приближаться к критическому, снеготаялки пришлись кстати. Сейчас их в городе 29.
Снегосплавные пункты, как они официально называются, расположены вблизи мощных коллекторов московской канализации, отводящих сточные воды мегаполиса. Даже в самый лютый мороз эти воды сохраняют температуру не ниже 16 градусов тепла, что позволяет использовать их для таяния собранного в городе снега. Система оригинальная и экономичная - снег выгружается в бункеры с дробилками. С помощью насосов сточная вода из канализационного коллектора подается в каждую секцию снегосплавной камеры для орошения снега. Талая вода вместе со сточной жидкостью попадает в систему канализации, где проходит все стадии очистки на станциях аэрации. Очищенная вода возвращается в природу - сбрасывается в Москву-реку.
За сутки один снегосплавный пункт в состоянии переработать в среднем три с половиной тысячи кубометров снега. Это по технологии. Когда снега много, принимают и больше. Но на случай обильных снегопадов есть еще и специальные накопительные площадки. Даже в нынешнюю малоснежную зиму снегосплавные пункты Мосводоканала уже успели переработать около 6 миллионов кубометров снега.
Яуза оживает
Снегосплавный пункт на Большой Оленьей улице в Восточном округе столицы - это две площадки у оживленной магистрали с аккуратными на европейский манер домиками для обслуживающего персонала и с дробилками для снега, похожими на открытые гигантские мясорубки. Водитель самосвала с грязным до черноты снегом сначала подходит к окошечку мастера Владимира Сафронова. Тот вносит в компьютер какие-то данные, но машину заворачивает.
- Саш, - говорит он водителю, - мы такую машину не примем. Это же не снег, а сметки какие-то. Нам надо неделю еще продержаться, потом на чистку станем. А с таким "снегом" мы не продержимся.
Специально для корреспондента мастер поясняет, что иногда приходится отправлять слишком загрязненный снег на сухую свалку, на полигон Соларьево. Сегодня такая машина первая. Весь мусор, который не смогли переработать дробилки, после чистки тоже увозят на полигон.
- Мы делаем город чище, - с гордостью говорит о своей работе оператор Борис Барыкин. - Я думаю, что снегосплавилок надо еще больше - очень полезная вещь.
Борис Васильевич рассказывает, что в снегопад за ночь приходится принимать до 400 машин. Днем такого напряжения здесь не бывает - это ночью самосвалы летают, как ласточки, а с утра торчат в пробках да заторах. Сколько бы ни подъезжало самосвалов со снегом, очереди - редкость, потому что обслуживание занимает считанные минуты, кроме того, разгружаются сразу четыре машины.
До Яузы от снегосплавного пункта не больше пятидесяти метров. Мастер Сафронов в детстве жил как раз тут неподалеку и мальчишкой купался в речке. Потом семья перебралась в другой район. А в реке с годами не то что купаться нельзя стало, в воду боязно было вступить. Теперь, когда никто не сбрасывает в воду загрязненный до предела городской снег (одни реагенты чего стоят!), Яуза пошла "на поправку".
- Говорят, даже рыба в реке опять появилась, - радуется Владимир Григорьевич. - Глядишь, и купаться можно будет снова.