ВОДА, ТЕКУЩАЯ В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ

19 января у православных праздник: Богоявление, Крещение Иисуса Христа. Это в атеистические времена любая информация о православных обрядах и праздниках замалчивалась, не было об этом ни книг толковых, ни газетных публикаций, ни телепередач, и только церковные старушки шепотом просвещали любопытствующих. Теперь другое дело. Много чего можно узнать в канун всякого православного торжества.

Вот и Крещение, один из самых популярных в народе религиозных праздников, сопровождается теперь множеством подробных сведений, инструкций и рекомендаций. Нам сообщают, что Богоявлением оно также называется потому, что в тот день кроме Иисуса явил Себя народу голосом с небес Бог Отец и в виде голубя - Дух Святой. А крещенская вода называется "агиасма", потому что по-гречески это "святыня". Извещают, где конкретно можно окунуться в этот день в прорубь и когда начинаются в храмах праздничные службы. Рассказывают, как правильно пользоваться святой водой и от каких недугов она помогает. Наконец, советуют примечать во время Крещения погоду, поскольку есть примета: "На Богоявление снег хлопьями - к урожаю, ясный день - к неурожаю".
Загруженные разнообразной информацией о том, что сопутствует празднику, мы зачастую упускаем главное: что, собственно, празднуем? Очередную годовщину с того дня, как был крещен Иисус Христос? А для чего это было тогда нужно? И, главное, какое отношение имеет то давнее событие к каждому из нас, сегодняшних? Касается ли вообще оно лично нас?
Да и в самих перипетиях того дня есть немало таинственного и сокровенного, если внимательно вдуматься в евангельский текст. Вот как рассказывает об этом апостол Матфей:
"Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну - креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?"
Сомнения Иоанна Крестителя понятны. Если перед ним действительно Бог, то зачем Его крестить, от каких грехов ему, грешному, омывать безгрешного?
"Кто видел Владыку, стоящего пред рабом? Кто видел царя, преклонившего голову перед своим воином? Кто видел пастыря, которому бы овца указывала путь? - комментирует эти сомнения знаменитый святой и богослов V века Иоанн Златоуст и вопрошает Христа от лица своего тезки - Крестителя: - Зачем повелеваешь Ты мне совершать то, что превосходит мои силы?"
Однако Христос убеждает Иоанна провести обряд крещения так, как будто перед ним оказался обычный человек. В этом глубочайшая суть события. Иоанн это понял, и нам бы надо понимать и помнить.
"Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, - продолжает апостол Матфей, - ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его".
Вот тут и смысл праздника, который вовсе не сводится к памятной дате христианской истории. Это - современное, личное событие для каждого христианина. Известный богослов отец Александр Шмеман так писал об этом:
"Почему захотел, почему потребовал от Иоанна крещения Иисус? Вот ответ Церкви: принимая крещение Иоанново, Христос отождествляет Себя со всеми людьми, всеми - без единого исключения - грешниками, нуждающимися в прощении, спасении, возрождении. Своим крещением Он свидетельствует, что пришел не для того, чтобы судить и осуждать, не для того, чтобы извне, с высоты своего совершенства и Божества, дать нам закон и правила, а для того, чтобы соединиться с нами, чтобы, став одним из нас, сделать нас участниками своей совершенной и безгрешной жизни".
А Иоанн Златоуст, рассуждая о личной причастности каждого из нас к иорданскому Крещению, восклицал:
"Христос совершает подвиг, а я получаю почесть; Он воюет с Диаволом, а я оказываюсь победителем; Он крестится, а с меня снимается скверна; на Него сходит Святый Дух, а мне подается оставление грехов; о Нем Отец свидетельствует как о Своем возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божиим ради Него; Ему отверзились небеса, а я вхожу в них; пред Ним, Крещаемым, является горнее царство, а я его получаю в наследственное владение; к Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь; Отец благоволит к Нему и меня также не отвергает".
Что же касается лечебных свойств святой воды, то, конечно, и это важно. Но все-таки куда важнее выздоровления физического та захватывающая перспектива, о которой говорится в Евангелии от Иоанна:
"А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную".