НАКОНЕЦ-ТО ДОШЛО

Мы смогли впервые услышать наших предков 26 июля 1951 года, когда во время археологических раскопок в Новгороде нашли первое берестяное письмо. И седое Средневековье заговорило, словно живыми голосами. С тех пор эту дату отмечают в городе как День бересты. Раскопки продолжаются, и найдено уже 956 грамот. Их читает академик Валентин Лаврентьевич ЯНИН. Какие же самые свежие новости из древнего Новгорода?

- Минувшим летом, - рассказывает Валентин Лаврентьевич, - были найдены всего три берестяные грамоты. Но какие!
Одна, с порядковым номером 954, по сути своей жалоба от двух новгородцев Жирочки и Тешки, направленная некоему Вдовину. Тот, судя по всему, уличный староста. Горожане просят у местного администратора: "Спроси у Шильца, зачем тот пошибает чужих свиней. А понесла (то есть рассказала об этом) Ноздричья". И Шильце, мол, своими действиями, то есть тем, что пошибал скотину, "посрамил" весь Людин конец. (Речь идет о районе древнего Новгорода, где мы как раз и ведем раскопки.)
В тексте есть и продолжение. Шильце на другой стороне Волхова сотворил то же и с конями. То есть и их пошибал. Все действующие в берестяном свитке персонажи понятны. Не очень ясно одно: что значит "пошибал"?
- Возникла версия, что слово сие срамное, матерное, - продолжает мой собеседник. - И Шильце, мол, занимался не чем иным, как скотоложеством. Вот такие наши безнравственные предки. Зоофилия - норма, сам Шильце - насильник-рецидивист. И перед нами первые образцы до сих пор неизвестного соленого древнерусского словца.
- Так что же на самом деле означает слово "пошибал"?
- Я уже устал объяснять и опровергать. Есть словари древнерусских говоров. В пермских говорах, например, выражение "пошибать скотину" означает наводить на нее порчу колдовством, заговорами. И ничего другого! В северном говоре то же самое значение этого слова. Дополнительный аргумент нашел я и в новгородской летописи за тот же самый период. В ней под 1115 годом записано, что у новгородского князя Мстислава, сына Владимира Мономаха, поумирали все кони. По-видимому, одновременно возникла эпизоотия и у свиней. А в летописной записи от 1118 года, посмотрите ее сами, читаем: усадьба Ноздрича была разграблена боярами. Скорее всего, за то, что его супруга, обозначенная в грамоте-жалобе, как Ноздричья, распространяла порочащие слухи.
- Будем считать, что с тем эпизодом начала XII века все понятно. И тем не менее: матерились ли средневековые новгородцы?
- Мне как-то одна ваша коллега по поводу того же "пошибания" настойчиво выпрашивала: мат пришел к нам от татаромонгол? Не могу понять, откуда родом эта ересь. Неужели вы думаете, что до азиатского нашествия славяне не знали, как называются половые органы и как они, извините, взаимодействуют? Что касается языка грамот, то он образен и безусловно нравственен. Ну незачем было новгородцам в письмах ругаться. Да, попадаются слова, которые сегодня выглядят как матерные. Но в то время они имели другой смысл.
Расскажу об одной интересной находке, сделанной тоже минувшим летом. Грамота N 955. В ней три абзаца, каждый из которых начинается с красивой заглавной буквицы. Как в летописи.
Из первого абзаца понятно, что некая Милуша пишет Марене. Новгородская дама (видимо, сваха) сообщает о достигнутой договоренности: новгородец Сновид согласился жениться на девушке по имени Великая Коса. Марена, судя по всему, ее подружка.
- Второй абзац, - продолжает рассказ академик, - самый неожиданный. Осторожно его процитирую: "Маренка! Пей и пиз... и секели". Но имеются в виду не женские органы, да еще в оскорбительной форме. Так образно обозначен весь женский пол (естественно, из числа тех, кто знает Длинную Косу), которому предложено по случаю помолвки веселиться. И ничего по тем временам матерного. Третий абзац чисто деловой. Милуша требует гонорар за сватовство: "Отдай гривны за вчерашнее". Вот такое средневековое брачное агентство...
Несколько лет назад в Старой Руссе нашли грамоту из ХII века. По-своему уникальную. На одном берестяном свитке два письма. В первом брат обращается к брату и дает тому финансовое поручение. Процитирую: "От Радослова к Хотеславу. Возьми у прасола 2 гривны и 5 кун". Под ним адресат с большим чувством выцарапывает ответ, внешне впрямую вроде бы перекликающийся с нынешней ненормативной "словесностью". В этом послании, несмотря на эту видимость, тоже ничего сквернословного. Естественно, по средневековым стандартам. Брат по-родственному заявил брату, что сам знает, чем ему заниматься. Мол, иди ты и не выпендривайся...
- А чем и как писали на бересте?
- Начнем по порядку. Бересту ножом срезали с дерева. Потом, смягчая материал, варили в воде. Выводили буквы специальными писалами: мы нашли около 250 древних ручек. Это металлический стержень длиной 15-20 сантиметров. С одной стороны он заточен, а с другой - лопаточка. Острие, понятно, - для выцарапывания текста. А вот лопаточка зачем? Долго недоумевали, пока в 2000 году во время раскопок в Новгороде не нашли самую древнюю во всем славянском мире книгу - начала XI века! Написана она была на вощеных сосновых дощечках размером 15 х 19 сантиметров. В каждой, как на иконе, выемка - киот. Книга небольшая. Всего четыре деревянные странички. Оказалось, что это учебное пособие. Учитель писал по воску, ученики, видимо, переписывали пример. Преподаватель стирал надпись... лопаточкой и вырисовывал новые слова.
Позже новгородцы догадались, что писать на бересте удобнее: началась эпоха коры.
- Как вы, узнав древних новгородцев поближе, к ним теперь относитесь?
- Безусловно, с большим уважением. И я, наверное, согласился бы жить в том времени, если бы еще лекарства там продавали, которые мне нынче нужны... Предки наши были люди горячие. То один конец города выходил в драке на другой. То другой задирал первый. Посадника выбирать - опять столкновение, коих особенно много в XV веке. А в принципе те же, что и у нас, чувства, слезы, радости.
В начале прошлого столетия историк Петр Милюков, позже депутат Государственной Думы, безапелляционно заявлял, что на Руси грамотными были только князья да попы. И то не все. А мы доказали, что писать умели и самые простые люди. Даже дети, женщины. В одном из найденных берестяных писем его автор дает супруге указания, что сделать по дому. И среди прочего распоряжение: "Отдать сына учиться грамоте".
Кстати, и счет тогда умели уже вести, что было важно для торгового города. С помощью тех же букв. А - это единица, В - двойка, Г - тройка, Д - четыре...Только при арифметических действиях над буквой ставили специальный значок. Та же, скажем, буква "А", но с закорючкой внизу обозначала 1000. И соответственно: "В" - 2000, "Г"- 3000 и так далее. Буква "К" с соответствующим значком - это 20. Просто и эффективно.
А вот грамота - своеобразный крик души. Начала, где писали имена отправителя и адресата, у нее нет. Оно оторвано. Скорее всего, специально. На тот случай, если послание попадет к чужому. Доставляли письма либо слуги, либо нанятые для этой цели гонцы. Так вот, женщина пишет: " Я относилась к тебе как к брату своему. По-видимому, я тебе неугодна, иначе бы ты, скрывшись от людских очей, прибежал бы ко мне... Если ты начнешь надо мной надсмехаться, то пусть тебя судит Бог и моя худость". То есть слабость. Роман из далекого-далекого прошлого...
А ведь в свое время письмо Владимира Мономаха, его поучение детям, дошедшее до нас в летописи (конец XII века), считалось самым древним. Оказывается, гораздо раньше новгородская незнакомка письменно пеняла в послании тайному возлюбленному...
- Какое самое смешное письмо вам попалось?
- Пожалуй, то, что найдено еще в 1952 году. Текст простенький, но с юмором. "Невежа написал, недумающий сказал, а кто это читал - задница".
- Рисунки на бересте встречаются?
- Не очень часто, но есть. Скажем, берестяные грамоты мальчика по имени Онфим. Он обожал рисовать. И пляшущих человечков, и фигурки зверей.
- Не пытались повторить на коре художественные изыски древних новгородцев?
- Я нет. А вот художник Михаил Кислов сделал копии рисунков Онфима. Получилось.
- Какие наиболее распространенные сюжеты берестяных писем?
- В основном деловые. Потом судебные, домашние, семейные. Вот жена пишет домой мужу: "Чтобы тебя угомон доспел. А ты жди моего приезда". Видимо, до супруги, отъехавшей из дома, дошли какие-то слухи про суженого. Вот она и пытается его образумить.
Попадаются молитвы, литургические тексты. В Торжке, например, нашли берестяное поучение епископа Кирилла Туровского, который, видимо, готовясь к проповеди, записал основные грехи человеческие. Среди них - блуд, запойство, татьба, то есть воровство, хула, клевета, гордость, непокорение, прекословие, высокомерие, гнев, злосердие, сатанинские игрища, колдовство...
Язык грамот образен и лаконичен, слова лапидарные. Не очень-то распишешься на коре.
Скажем, в найденном археологами донесении от середины XI века сообщается: "Литва встала на Карелу". Какое отношение Литва и Карела имеют к Новгороду? В то время - никакого. Речь идет о войске Всеслава, полоцкого князя, изгнанного из своего города. Он хотел в отместку захватить Новгород. А в его дружине были и литовцы, и карелы, между которыми возникла вражда. Об этом и сообщал лазутчик. И новгородцам, узнавшим об этом, легко удалось разбить войско агрессора. Благодаря одной строке на бересте.
- Только новгородцы были такими продвинутыми в грамоте?
- Конечно, нет. Уверен, что и москвичи писали и переписывались. Одна грамота была найдена на Красной площади за Иверской часовней. Почему так мало? Да потому, что, когда после войны начались раскопки в Новгороде, город был весь разрушен. Ничего археологам не мешало. И мы в Новгороде землю руками перебираем. А в Москве как? Подогнали солдат с лопатами, пустили бульдозеры - и вперед...
- Раскопки в Новгороде продолжаются уже более полувека. Есть какая-то конечная цель?
- За это время мы вскрыли только два процента культурного слоя. Здесь можно еще найти десятки тысяч грамот. Но сейчас главное - устоять в борьбе с "новыми русскими", которые активно застраивают своими безвкусными огромными особняками исторический центр города.