У НОСОРОГА ПЛОХОЕ ЗРЕНИЕ, НО ЭТО НЕ ЕГО ПРОБЛЕМА

В Москве появились... носороги. Эти неуклюжие, но весьма агрессивные животные стали главными "героями" одноименного спектакля театра "У Никитских ворот", премьера которого состоялась в первые дни нового года.

Марк Розовский любит провоцировать публику, такой у него характер, поэтому уж чего-чего, а скучно на его спектаклях не бывает. Он всегда держит зрителей в напряжении, подбрасывая им одну загадку за другой и проверяя их на сообразительность. В связи с этим случайных людей в этом маленьком зале тоже не бывает. Здесь примерно так, как в клубе веселых и находчивых, где ценится интеллект, юмор и знание настоящей литературы.
На этот раз все было закручено почище, чем в детективах Бориса Акунина. Сам Эжен Ионеско со своими "Носорогами" предстал перед театралами, много наслышанными о его абсурдной драматургии, но почти не видевшими ее на сцене. В прежние времена она не вписывалась в рамки социалистического реализма, а потому считалась чужеродной, вредной и даже аморальной. Таким образом, Ионеско был надолго вычеркнут из репертуара. А к тому времени, когда он обрел легитимность, театральная обстановка в России изменилась: у режиссеров появились другие авторы, типа Куни и Шеффера, которые больше соответствуют рыночному искусству.
Но Марк Розовский всегда плыл против течения и, какая бы политическая конъюнктура ни была, всегда вел свою линию, руководствуясь исключительно свободой личности и ее правом самостоятельно определять, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому и сейчас, когда вседозволенность достигла своего апогея, Розовский не может молчать. Этим спектаклем он предупреждает: любая истерия не доводит до добра, она порождает сон разума, человек оскотинивается, и вот уже на улицах появляются стада "носорогов" всех мастей, уничтожающие все на своем пути: немногих людей, сохранивших человеческое обличье, но в первую очередь высокую культуру.
Конечно, это аллегория, возведенная в степень абсурда, но ведь что интересно - спустя 50 лет после появления этой пьесы на свет, фантасмагория Ионеско кажется детской "страшилкой" в сравнении с тотальным безумием, например, "носорогов"-террористов. Может, не такой уж это и абсурд? Может, наш мир действительно полон оборотней, коим Виктор Пелевин посвящает свой роман "Священная книга оборотней" и о чем пытаются рассказать авторы фильмов "Дневного" и "Ночного дозоров" с помощью спецэффектов.
На крошечной сцене театра Марка Розовского, как вы догадываетесь, нет компьютерной графики, и все превращения происходят "вживую", то есть жил-был нормальный человек и вдруг его начинает трясти, тело искривляется, глаза становятся стеклянными, язык не слушается и только издает рычание. Скажу честно, подобная техника актерской игры ошарашивает не меньше, чем виртуальные фокусы, но самое главное - в этом есть смысл, идея, а не просто набор устрашающих видеоклипов.
Розовский изначально строит действие так, что никому и в голову не может прийти, будто в этом цветущем, сытом городке, где по воскресеньям в кафе собираются обыватели, произойдет катастрофа, и умножающиеся в геометрической прогрессии носороги будут крушить стены домов, ломать лестницы, сотрясая воздух холодящими кровь, утробными звуками. Сонная идиллия, где мухи дохнут от скуки, сменится паникой, безумием. Но когда станет ясно, что эти чудища не кто иные, как граждане города, пожелавшие превратиться в носорогов и жить по законам джунглей, то "двуногие" успокоятся, привыкнут и станут ждать, когда и у них на лбу вырастет рог и они вольются в отряд "парнокопытных". И только один человек по имени Беранже (в отличие от своего тезки он не поэт, а простой клерк) не захочет поддаться стадному чувству и пожелает остаться в облике наивного простака, объявляющего бой оборотням.
Эту роль удивительно смешно и наивно, с какой-то детской непосредственностью исполняет Юрий Голубцов. Он проживает каждую минуту сценического времени настолько точно и подробно, будто это и не игра вовсе, а быль. Наверное, когда Розовский в своем телеинтервью говорил, что пьесу абсурдиста Ионеско надо играть по законам психологического театра, то имел в виду именно такое исполнение.
К сожалению, я не могу сказать, что остальные артисты были столь же хороши. Они добросовестно исполняли все указания постановщика, но в их игре не чувствуется куража, смелости, вызова. Но, вероятно, в процессе представлений они доберут и освободятся от короткого режиссерского поводка. Главное для них и для нас - во всей полноте ощутить абсурдность предлагаемой ситуации и вспомнить те случаи, когда разум отказывал людям. Ведь пугают же нас сегодня, что вирус "птичьего гриппа" способен истребить человечество, нагнетая, таким образом, истерию вокруг ни в чем неповинных пернатых, а один депутат с высокой трибуны парламента договорился до того, что их всех - птиц то есть - надо немедленно перестрелять. Вот уж абсурд так абсурд. И тут, главное, не дойти до носорожьего состояния.