05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ - СЕВЕРЯНИН

Викторов Виктор
Опубликовано 01:01 19 Января 2007г.
Чтобы узнать, представители каких народов живут на Ямале, не нужно долгих исследований. Всего-то дел - утром сесть в любой салехардский автобус и посмотреть, кто в нем едет. Среди пассажиров обычно оказывается около десятка лиц славянской внешности, примерно столько же коренных и несколько южан. Последние выходят либо возле центрального рынка, либо около многочисленных местных строек.

На салехардском рынке "Дары Ямала" торгуют и славяне, и выходцы с юга. Администрация божится, что ни этнического давления, ни криминала нет. Каждый занимается своим делом, не вмешиваясь в бизнес других. Да и внешне "Дары" не производят впечатления "восточного базара", каких до недавнего времени было полно, например, в столице.
Южан влечет на Ямал возможность хорошо заработать. По доходам на душу населения округ находится в первой пятерке по стране. Специализация выходцев с юга, как и везде, - овощи и фрукты. Славяне стоят с бакалеей, мясом, рыбой. Сложнее картина в промышленных отделах. Тут отличий почти нет: один и тот же товар может быть и у азербайджанца, и у русского. Цены у всех сходные. Поэтому, по словам продавцов, чтобы получить прибыль, приходится искать "свою нишу": помимо основного товара, "толкать" дополнительный, которого нет у конкурентов. А это уже бизнес в чистом виде, без всякой "этнической окраски".
- Не знаю, как в других областях России, а нам южане нужны! - категорично заявила мне Алевтина Ивановна, купившая в "Дарах" килограмм лимонов. - Ведь они везут сюда фрукты-овощи, в общем, витамины. А без них на севере не проживешь.
САЛЕХАРД С ТУРЕЦКИМ АКЦЕНТОМ
Маленький таджик с богатырским именем Батыр долго и обстоятельно рассказывал мне о жизненных планах:
- Заработаю денег, вернусь в Душанбе. А там женюсь и дом начну строить! Большой дом, чтобы много детей поместилось. Что за жизнь, когда детей мало? Надо, чтобы хотя бы пятеро было. Правда, семеро еще лучше. Или восьмеро...
Родительский пыл Батыра остужает отсутствие денег: без них ни дом не построить, ни жениться. За ними он и приехал. В Салехарде работает на стройке. Его должность - "присматривать" за турецкими строителями. Вторая обязанность - переводчик. За свой труд получает тысяч 13 в месяц. Для тех краев, откуда он приехал, такая сумма - астрономическая. Сейчас в Таджикистане средняя зарплата - около 40 долларов.
- Одно плохо, - вздыхает он. - Холодно. На таком морозе не то что работать, говорить трудно. Особенно по-турецки...
Говорить Батыру приходится много. Турки, работающие на местных стройках, не знают русского языка. Впрочем, этот недостаток с лихвой окупается их трудолюбием, аккуратностью и дисциплиной. Турки выиграли конкурс на строительство в Салехарде и окрестных поселках. В округе они работают около десяти лет. Получают совсем неплохо, правда, сколько именно, мне не смогли подсказать даже в администрации: турки этой информацией не делятся. Всего работает около двух тысяч человек. Многие местные считают, что если бы не "сыны Ататюрка", то не было бы и нынешнего Салехарда. Благодаря им город стал выглядеть вполне по-европейски. Меняются и ямальские поселки. Окружные власти турками довольны. "За" и жители. Вот только все ли?
ВЗГЛЯД РАДИКАЛА
На разговор 14-летний Сергей - назовем его так - согласился после долгих уговоров. Главное условие - не называть настоящее имя и подробности жизни. Я познакомился с ним самым банальным образом: подошел на улице и спросил, как он относится к гастарбайтерам?
- Плохо. Они отнимают рабочие места, которые могли бы занять россияне. Неужели где-нибудь в Курске или Орле нет классных строителей, сидящих без работы или горбатящихся за гроши? Есть. Привезли бы их, дали своим заработать.
Но больше всего Сергея возмущает, что "приезжие портят местных девок". Проверить это утверждение не удалось. Однако резон в нем есть: трудно представить, что горячие турецкие парни, приехавшие на Ямал без семей, думают только о работе. Все это наводит Сергея на размышления о Кондопоге.
ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ
Глава департамента информации и общественных связей ЯНАО Дмитрий Егудас ошарашил меня буквально с порога:
- Кондопога здесь возможна, если раскачивать ситуацию.
По его словам, раскачать ее могут, например, журналисты. Пока же приезжие в целом не вызывают дискомфорта у большей части жителей ЯНАО. Здесь почти не известны шовинизм или национализм. Нет и радикальных групп.
- Я уверен, что события в Кондопоге произошли главным образом из-за того, что местная власть перестала отслеживать ситуацию. Здесь положение дел иное. Мы тщательно следим за межэтническими отношениями. Проводим социологические опросы, работаем с диаспорами и духовными лидерами. Кстати, они у нас прекрасно относятся друг к другу. Может быть, поэтому здесь и нет межконфессиональной напряженности.
Кроме того, с января в округе введен приграничный режим. Теперь приток мигрантов сюда значительно уменьшился.
ИМАМ ПОДРУЖИЛСЯ С ОТЦОМ ВАДИМОМ
Внутри салехардская мечеть, наверное, ничем не отличается от мечетей Казани или Уфы. Те же изречения из Корана, виды Мекки, циферблаты с указанием времени ежедневных намазов. Местный колорит выражается только в заиндевевших окнах и шуме вьюги за ними.
Имам мечети Абдулла-хазрат Хабибов в Салехарде уже пять лет. За это время одним из его лучших друзей стал... местный священник отец Вадим.
- Каждый год я поздравляю его с Пасхой и другими православными праздниками. Ведь народ смотрит на руководителей. Когда люди видят, что православный батюшка и имам находятся в хороших отношениях, то и они начинают относиться друг к другу теплее.
Мусульмане чувствуют себя на Ямале защищенными. Общину поддерживают муниципальные и окружные власти. Например, помогают в коммунальных расходах.
- Сотрудничество с руководством округа и конфессиями - наша главная задача, - утверждает салехардский имам. А как по-другому, если здесь, в Салехарде, более 80 процентов татар замужем или женаты на православных? У нас нет другого пути. Я смело могу сказать, что с православными у нас буквально родственные отношения. Так будет и дальше. Ведь если православные и мусульмане найдут общий язык, шайтан заплачет!
КАК ТУШИТЬ КОНФЛИКТЫ?
Священник салехардского храма Петра и Павла отец Вадим Баранов в свое время был вынужден уехать из Киргизии.
- Когда я вижу здесь выходцев из Средней Азии, у меня иногда возникает недоумение, - признается он. - Вы же выгнали всех русских, зачем же приехали сюда сами? Но потом я вспоминаю заповеди Божии. Мы не можем отвечать местью, иначе мы перестанем быть христианами. История России говорит, что разные народы могут жить мирно. И задача духовных лидеров - тушить тлеющие конфликты.
Православных на Ямале становится больше год от года. По словам отца Вадима, без веры и взаимопомощи на Севере выжить почти невозможно. У представителей двух конфессий немало общих дел. Например, социальная работа или проводы новобранцев.
- А однажды мы вместе чистили старое городское кладбище, - вспоминает отец Вадим. - Одну часть мусульмане, другую - православные. Выглядело символично: вместе наводим порядок на земле, а уж в нее-то мы всегда успеем.
МЫ НЕ "ХАНТУШКИ"!
Коренные не устраивают забастовок и не стучат касками на Горбатом мосту. Это не в их менталитете. Может быть, поэтому об их интересах часто забывают. Однако Север - это их земля. Они живут здесь не один век. Для ханты, ненцев, селькупов и русские, и южане - гости.
- Я считаю, что, если человек ступил на чужую землю, он должен чтить законы ее хозяев, - считает ханты Вера Назарова. - Мы болезненно воспринимаем, когда кто-то из приезжих не уважает нашу культуру. Конечно, здесь не будет никаких войн, стрельб - ничего такого. У нас это не принято.
Местные народы - подчеркнуто добрые и гостеприимные. Может быть, поэтому приезжие относятся к коренным иногда без должного уважения.
- Я знаю семью, где отец - армянин. Однажды я услышала, как ребенок назвал нас "хантушками". Это мне не понравилось, зато понравилось, что отец резко осадил малыша. Если все будут так реагировать на неуважение к другим народам, конфликтов не будет никогда.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников