"НОЕВ КОВЧЕГ" ОТПЛЫВАЕТ В ГЕРМАНИЮ

В драматичной истории культурных ценностей, перемещенных вследствие второй мировой войны, близится к завершению одна из глав. На днях Комитет по культуре Государственной Думы РФ рекомендовал вернуть в Германию 6 витражей церкви Святой Марии (Мариенкирхе) города Франкфурта-на-Одере, вывезенных советскими войсками и с тех пор хранившихся в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.

Как рассказали корреспонденту "Труда" сотрудники ГМИИ им. Пушкина, художественная и историческая ценность этих картин из цветного стекла, выполненных в конце ХIV века, огромна. До второй мировой войны витражи лишь однажды покидали Мариенкирхе, когда в начале XIX века знаменитый архитектор и художник Карл Фридрих Шинкель реставрировал их. В 1943 году в связи с участившимися бомбардировками союзной авиации стекла перевезли в подвал Нового дворца, что в пригороде Берлина Потсдаме. Оттуда их вывезли в 1946 году в Советский Союз, где по не установленным до сих пор причинам разделили на две партии. Большая часть - 111 витражей - попала в ленинградский Эрмитаж, меньшая - оставшиеся 6 - в столичный Пушкинский музей.
Немецкая сторона сразу начала поиски сокровищ, но сведений о них в открытом доступе не было вплоть до конца 1990-х годов. Более того, сами сотрудники двух ведущих советских (впоследствии российских) музеев не знали, что именно им поручено хранить. Первыми попали в публичное поле зрения эрмитажные витражи, сообщения о которых появились в петербургской прессе. Тогда, собственно, и началась работа по их атрибуции (то есть определению происхождения), вследствие которой в 2002 году было принято решение о передаче стеклянных картин в Германию.
Когда каталог эрмитажных витражей получили сотрудники Пушкинского музея, они поняли, что их 6 стеклянных картин из той же серии. Поэтому нынешнее решение о передаче этих шедевров в Германию стало логическим продолжением принятого 5 с половиной лет назад.
- Мы, безусловно, согласны с законопроектом, внесенным сейчас в Государственную Думу, - сказала "Труду" директор ГМИИ Ирина Антонова. - Это же церковная собственность, никто никогда не использовал ее в целях нацистской пропаганды, а существует международное законодательство, которое предписывает такие ценности возвращать.
С Ириной Александровной согласен и известный эксперт по перемещенным ценностям, председатель Ассоциации реставраторов России, академик РАЕН Савва Ямщиков:
- Я еще года полтора назад на заседании Межведомственного совета по перемещенным ценностям при Минкультуры России сказал следующее. Может, и удивлю кого-то (я ведь чаще выступаю против возвращения трофеев), но в данном случае витражи из Пушкинского музея надо отдать. Хотя бы потому, что директор Эрмитажа Борис Пиотровский уже отдал 111 из 117 картин, а собрание ценно своей целостностью. Но важно, чтобы сделано это было не на безвозмездных началах. Формально немцы, получая от нас эрмитажные витражи, компенсировали их тем, что дали около полутора миллионов евро на восстановление фресок из церкви Успения на Волотовом поле, что в Великом Новгороде. Но сами понимаете, что это несопоставимые вещи: средневековые витражи в таком количестве и качестве - это же десятки, если не сотни миллионов! Тем более что примеры подобных решений, где стороны проявили друг к другу уважение, есть. Скажем, решили мы передать в Австрию архив ее исторических документов, оказавшихся в СССР после войны. Австрийцы взамен предложили выделить деньги на реставрацию двух памятников Пскова - фресок Спасомирожского и Святогорского монастырей. Хотя могли бы этого не делать: мы и так по российскому закону обязаны были вернуть им исторические реликвии. Вот бы чиновникам из германского министерства культуры поучиться у австрийских коллег...
ЧТО ИМЕННО МЫ ПЕРЕДАЕМ В ГЕРМАНИЮ
Шесть хранящихся в ГМИИ витражей относятся к первому из трех алтарных окон Мариенкирхе. Пять из них представляют следующие сюжеты: "Сотворение Адама", "Древо познания", "Порицание Адама и Евы", "Строительство Ноева ковчега", "Ной посылает в полет голубя". Шестой содержит изображение архитектурной детали. Кстати, он единственный, где стекла не разбиты вследствие бомбардировок и многократных переездов, лишь погнута свинцовая оправа, из-за чего они шатаются. Остальные витражи пострадали от военного лихолетья сильнее - стекла разбиты на несколько кусков каждое. В Пушкинском музее их тщательно хранили в том виде, в каком получили, но не реставрировали, поскольку это сложнейшая и дорогостоящая работа.