24 июня 2018г.
МОСКВА 
26...28°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.24   € 73.72
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

Но нам нужна одна «Победа»

Фото: globallookpress.com
Галина Пономарева
Опубликовано 00:45 19 Января 2018г.

В 36 российских и зарубежных аэропортах можно улететь за 499 рублей


По результатам исследования сервиса путешествий OneTwoTrip, авиакомпания «Победа», входящая в Группу «Аэрофлот», стала ценовым лидером 2017 года. В ежегодном рейтинге стоимости билетов отечественных перевозчиков компания лидирует второй год подряд. На внутренних маршрутах ее цены на 30% ниже среднего показателя, на международных — на 50%. Средняя загрузка рейсов составляет 95%, а это самый высокий показатель среди российских регулярных авиакомпаний. Эксперты отмечают, что «Победа» появилась в нужное время в нужном месте.

Последнее десятилетие отмечено появлением прорывных технологий и сервисов. Uber и BlaBlaCar совершили революцию в автомобильных перевозках, капсульные отели — в гостиничном бизнесе, а последнее новшество в воздушном транспорте — л-оукостеры. Низкобюджетные перевозчики пользуются огромной популярностью на мировом рынке, поскольку с их приходом стали доступными перелеты в любую точку планеты. Лоукостеры в Европе уже занимают 41% рынка, в Северной Америке — 31%, в Азии — 26%. По прогнозам аналитиков, через 10 лет они будут работать на всех маршрутах внутри Европы.

Первопроходцем в бизнесе лоукостеров (low cost carriers) стала Pacific Southwest Airlines (США), начавшая полеты в 1949 году в Техасе. Одна из крупнейших сегодня — североирландская Ryanair, созданная в 1984 году и названная по имени своего основателя Тони Райана. Она имеет 84 базы и 200 маршрутов в 33 страны мира.

В России опыт создания таких авиакомпаний ограничивается четырьмя брендами. Итоги их деятельности Дмитрий Миргородский, партнер консалтинговой компании Соncuros и бывший вице-президент компании «Авианова», характеризовал так: «SkyExpress не выжил потому, что нарушил философию лоукоста (только регулярные рейсы «из точки в точку») и стал, по сути дела, чартерным перевозчиком. «Авианову» погубили экономически не обоснованные низкие тарифы, отсутствие на тот момент (2009-2011 годы) внятного законодательства и распри среди учредителей. «Добролет» стал жертвой экономических санкций против России. А «Победа» выучила уроки своих предшественников и может стать главным игроком на внутреннем российском рынке».

Базовым для «Победы» стал аэропорт Внуково (первый рейс Москва — Волгоград состоялся 1 декабря 2014 года). Под требования авиакомпании аэропорту пришлось кардинально перестроить модель наземного обслуживания, внедрив технологию «разворот за 30 минут». По словам начальника службы перронного обслуживания Виктора Теплова, до той поры они имели опыт приема и выпуска одного-двух самолетов венгерской Wizz Air в «непиковое» время. «Победа» же поставила задачу готовить к вылету одновременно восемь-девять бортов. Новая технология предусматривает выполнение всех процедур в ускоренном режиме.

Основное правило — параллельное ведение операций. Одновременно с высадкой пассажиров производятся снятие багажа, осмотр самолета, заливка воды, химжидкостей и заправка топливом. Чтобы обеспечить безопасность, рядом дежурит пожарная машина. На разных участках экономится каждая минута — так, скажем, скорость подачи керосина из топливозаправщика должна быть не менее 75 литров в секунду.

Особые требования предъявляются к квалификации персонала, которая достигается тренингами. Взаимозаменяемость является частью технологии. Скажем, водитель трапа организует высадку и посадку пассажиров, а в случае снятия с борта багажа не явившихся пассажиров в розыске чемоданов участвуют все свободные на данный момент сотрудники перронной службы. Важно размещение воздушных судов на самоходных стоянках, не требующих буксировки. Как отмечает Виктор Теплов, рекордный результат — 24 минуты на прием и выпуск самолета. За процедурами обслуживания наблюдают представители «Победы», имеющие в аэропорту свой диспетчерский пункт.

Для персонала авиакомпании тоже есть свои нормативы. Посадка пассажиров должна занимать не более семи-восьми минут при полной загрузке самолета (компания эксплуатирует только новые воздушные суда Boeing 737-800). Бортпроводники, убирая салон, специально оставляют багажные полки открытыми, затем помогают оперативно размещать ручную кладь. Отдельный разговор — нормативы провоза багажа. Жесткие условия «Победы» поначалу шокировали пассажиров. Малейшее превышение разрешенного веса и габаритов ручной клади в обязательном порядке ведет к доплате. Ошибочные данные пассажира в билете можно изменить только за деньги, причем сопоставимые с ценой самого билета. Хотите поговорить об этом? Пожалуйста! Звонок в кол-центр авиакомпании — тоже платная услуга, в среднем 60 рублей за минуту разговора, включая время ожидания, о чем честно предупреждает перевозчик на сайте.

Однако, несмотря ни на что, популярность компании только растет. За два первых года полетов более миллиона пассажиров впервые в жизни воспользовались воздушным транспортом именно благодаря доступным тарифам и маршрутной сети. Всего за 499 рублей с учетом всех аэропортовых сборов можно купить авиабилет «Победы» на любой из ее рейсов в 29 российских и семь зарубежных аэропортов.

Затраты лоукостеров на маршрутах небольшой протяженности в среднем на 30% ниже, чем у традиционных перевозчиков. Что дает экономию? Высокая производительность труда персонала при сравнительно низкой оплате. Ограниченная поддержка пассажиров в аэропорту (онлайн-регистрация на рейc, отсутствие доступа в бизнес-залы). Оптимальная плотность компоновки салона. Большая доля прямых продаж (в будущем — только онлайн-продажи). Упрощенные управленческие процессы внутри самой компании. Новый парк и интенсивный оборот воздушных судов. Предоставление платных услуг, в том числе бортового питания.

Экономия на сервисе составляет всего половину разрыва, все остальное — за счет интенсивности, повышенной эффективности использования наличных сил. В среднем самолет «Победы» проводит в воздухе 14-16 часов в сутки.

Как традиционным перевозчикам конкурировать с лоукостерами? Снижать уровень сервиса — путь рискованный и неоправданный из-за возможной потери имиджа. Хотя лиха беда начало: «классические» компании уже предлагают невозвратные тарифы и вводят ограничения по провозу багажа. На некоторых рейсах респектабельной British Airways бортовое питание отменено и предлагается за дополнительную плату. Более плодотворный путь — развитие специализированных бюджетных подразделений и дочерних компаний крупнейших мировых авиаперевозчиков, примерами которых стали европейские Vueling, Transavia, Eurowings. А теперь и российская «Победа» — успешный во всех отношениях проект Группы «Аэрофлот».

Потенциал лоукостеров не исчерпан: бизнес-модель позволяет и дальше наращивать долю в сегменте ближне- и среднемагистральных маршрутов. На фоне такого успеха стоит ожидать роста конкуренции и на дальнемагистральных перевозках. Во всяком случае лоукостер Norwegian уже летает из Европы в США и Азию.

Хотя специфика дальнемагистральных перевозок несколько иная. Обязательная для лоукостера высокая плотность компоновки салона тут неприемлема. Длительность рейсов требует повышенного комфорта для пассажиров и определенного объема услуг, уже включенных в стоимость билета. Например, пусть даже минимальное бесплатное бортовое питание, при этом значительная часть его, как и на других маршрутах, может продаваться за деньги. Для оптимизации оборота воздушных судов лоукостеры могут выполнять рейсы в «неудобное» время и варьировать вылеты в зависимости от дня недели.

P.S. Судя по динамике спроса, пассажиры готовы простить лоукостерам отдельные неудобства, голосуя рублем за их светлое будущее как в мировой, так и в российской гражданской авиации.




Каким будет выступление российской сборной по футболу на домашнем чемпионате мира? Ваш прогноз!