Елена Николаева: Без любви полной грудью не дышится

По словам Елены, холодный союз, сосуществование без любви — ситуация сегодня вполне типичная
Нина Катаева
Опубликовано 19:01 19 Января 2019г.

«Труд» спросил актрису об ее самой свежей театральной работе


У Елены редкая актерская биография. Танцовщица по первой профессии, которую получила в Школе-студии Игоря Моисеева, она затем окончила ГИТИС и была в числе первых приглашена Евгением Мироновым в Театр наций. Эта сцена для нее, можно сказать, и стала взлетной полосой — начиная со студенческого спектакля «Шведская спичка», который до сих пор любим зрителями. И впоследствии Елена играла в самых востребованных постановках — «Электре», «#сонетахшекспира», «Цирке»: Только что вместе со своими однокурсниками Натальей Ноздриной и Артемом Тульчинским Елена представила премьеру «Любовниц» по роману нобелевского лауреата Эльфриды Елинек. В послужном списке актрисы — фильмы «Фонограмма страсти» Николая Лебедева, «Девочка» ее тезки Елены Николаевой и не один десяток сериалов, принесших ей всероссийскую известность: «Две зимы и три лета» по тетралогии Федора Абрамова «Братья и сестры», «Мамочки», «Я вернусь», «Когда цветет папоротник», «Метод Фрейда»...

— Давайте сперва о вашей самой свежей театральной работе. В «Любовницах» вы играете горожанку Бригитту, до малейших деталей просчитавшую свое будущее. Вы воспринимаете этот образ как проявление далекого нам западного менталитета? Или нынче так поступают все женщины, включая и русских?

— Не так уж он далек от нас, западный менталитет. Вот и в этом спектакле... Моя Бригитта работает на фабрике и видит выход в одном: ей нужно срочно выйти замуж, чтобы не застрять навсегда за швейной машинкой. Все силы брошены на поиск состоятельного мужчины, все у нее просчитано до мелочей: зарплата будущего мужа, где они будут жить, сколько детей она родит... Бригитта твердо идет к цели через испытания и унижения. Чем не пример целеустремленности и: неспособности любить по-настоящему. Когда я смотрю на нее со стороны, хочется сказать: «Боже мой, какая ты несчастная! Ведь главное в жизни — это любовь, только она дает свободу и счастье!»

Увы, такой холодный союз, сосуществование без любви — ситуация сегодня вполне типичная, хоть на Западе, хоть в России. Знаю совсем не далекие примеры, когда супруги живут вместе долгие годы, но искренности и теплоты в их отношениях не было и нет — только голый расчет плюс привычка. И никто из этих двоих не дышит полной грудью. Без любви вообще нигде полной грудью не дышится.

— Вам довелось сниматься у успешных режиссеров — Николая Лебедева в «Фонограмме страсти», Александра Котта в «Клушах». Поделитесь впечатлениями?

— «Клуши» делались удивительно легко и весело. Приключения нашей женской четверки, добирающейся на свадьбу моей героини на Кубу, снимали в Панаме. Как и саму Кубу. И, видимо, та легкость, которой нам всем так не хватает в жизни, отразилась в ленте. Во всяком случае, как ни включу телевизор, вижу там «Клуш»: А вот с «Фонограммой страсти» я доставила немало хлопот режиссеру, поскольку для меня стало огромным стрессом сниматься в любовных сценах с обнажением. Я тогда, больше десяти лет назад, собиралась замуж, и личная жизнь увела от профессии немного в сторону. На таких съемках надо настроить себя: это профессия, и свое «я» ты к происходящему в кадре не подключаешь. Сейчас я бы совсем по-иному отнеслась к подобному сюжету, и кино, конечно же, вышло бы другим.

— Как вы относитесь к бытующему мнению, будто «женское» кино второсортно по сравнению с «мужским»?

— Категорически не согласна: много хороших картин у меня получилось именно с женщинами — с Еленой Николаевой и Еленой Немых. Впервые у Елены Николаевой я снялась в сериале «Служба доверия», где сыграла дочку героини Евгении Симоновой, психолога, работающую с людьми по телефону.

С первых секунд на площадке поняла, как тонко делает свое дело Елена Владиславовна. А потом была главная роль в ее фильме «Девочка» — о юной наркоманке, попавшей в тюрьму. Поскольку с большим прокатом не вышло, сделали только ТВ-версию, в которой до такой степени сгладили острые углы, что зрители посмеивались: ваша тюрьма, говорили они, больше похожа на пионерлагерь. Но никакая критика меня не собьет — что до актеров, то все роли в этой картине прожиты честно.

Мой дядя-нарколог был моим личным консультантом. Я отнюдь не из книжек знаю, как всякие вещества действуют на организм, что происходит с зависимым человеком, если отменить препараты. И самое ужасное — когда я потом шла по району, в котором живу, то четко видела то, на что раньше не обращала внимания: вот этот человек — наркоман, и тот тоже: Мне до сих пор страшно, ведь у меня подрастают дети.

— Меняется ли, на ваш взгляд, качество российских сериалов, про которые, помните, юмористы шутили, что без них жизни нет, но и в них ее нет тоже?

— Меняется, и очень даже заметно. Порой по качеству сериалы превосходят наше кино. Сериал — массовый потребительский продукт. Сравните количество людей, ходящих в кино и смотрящих сериалы. Очень рейтинговым, например, был сериал «Мамочки», который шел три сезона: первый для меня подобный опыт — актуальная тема, отличный актерский ансамбль. Любят зрители и сериал «Я вернусь», где мы с Лизой Боярской и Еленой Подкаминской сыграли трех сестер во время войны. В фэнтези «Пока цветет папоротник» мы играли с Александром Петровым. Помню, как мучились, когда неудачно снялись в одной сцене (съемки были на Алтае). Отрепетировали заново, сняли на телефон и ночью отправились к режиссеру Евгению Бедареву. Убедили его, что сцену надо переснять:

Большой удачей считаю роль Варвары Иняхиной в многосерийном телефильме Теймураза Эсадзе «Две зимы и три лета» по прозе Федора Абрамова. Помню, у меня только родился второй ребенок, и я с двумя детьми поехала на съемки в поселок Тетьково в Тверской области... И здесь вновь возвращаемся к разговору о сильных женщинах. Варвара Иняхина силой характера не уступит Бригитте, но она абсолютно русская женщина, которая без любви пропадает. Что только не говорят на селе про нее, обвиняют в распутстве, хотя она до последнего мужа ждала, но тут позволила себе полюбить, раскрылась — и погибла. Прекрасная роль, и как же мне повезло, что довелось сыграть ее!

— В новом сериале «Свадьбы и разводы» вы сыграли фею из брачного агентства. Есть ли у вас ответ на вопрос, как крепить семью?

— Брак — большая работа двух людей, и его судьба зависит от того, в состоянии ли они нести ответственность за семью, готовы ли пережить трудности, с которыми встретятся прежде всего при рождении ребенка. Если этой готовности нет — развод неминуем, и я стою на том, что лучше развод, чем совместная жизнь «ради детей». Потому что, как бы ты ни заворачивал в красивую обертку отсутствие настоящей любви, дети все почувствуют, и им потом с этим чувством жить.

 




Треть россиян сталкиваются на работе с психологическим насилием, утверждают социологи. А вас эта проблема коснулась?