08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БОЛЬШОЙ, НО ВТОРОЙ СВЕЖЕСТИ

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 19 Февраля 2002г.

Большой театр - как красавица, знававшая лучшие времена, а нынче обедневшая и уже не брезгующая

Большой театр - как красавица, знававшая лучшие времена, а нынче обедневшая и уже не брезгующая покупкой подержанных вещей. Это все же лучше, чем ходить совсем голышом... И заемный (вернее, взятый напрокат) у другого театра спектакль - лучше, чем прореха в репертуаре, богатством которого теперешний ГАБТ не блещет. Например, у неаполитанского театра "Сан-Карло" недавно приобрели и перенесли на московскую сцену "Силу судьбы" Верди. В минувшие же выходные нам показали еще одну "обнову с чужого плеча" - "Адриенну Лекуврер" Франческо Чилеа, позаимствованную у самого знаменитого итальянского оперного театра "Ла Скала".
Пикантность в том, что москвичи этот спектакль знают: "Ла Скала" привозил его сюда во время своих гастролей в 1989 году. Тогда постановка режиссера Ламберто Пуджелли была совсем свежей. Помню впечатление совершеннейшего волшебства не только от музыки, но и от оформления, погрузившего в прекрасную атмосферу царственной классической архитектуры, южных парковых ландшафтов (сценограф Паоло Бреньи). А главными волшебниками предстали тогда исполнительница заглавной роли несравненная Мирелла Френи и дирижер - тончайший мастер оркестра Джанандреа Гавадзени.
Сравнения с ними нынешние исполнители, конечно, избежать не могли. Результат получился не стыдный, хотя такого обаяния, как у Френи, у Нелли Миричою (румынки, поющей в "Ла Скала") нет. Да и трудновато певице, которая старше своей героини лет на ...дцать, передать страсти, бушующие в душе 37-летней женщины (именно столько было Адриенне Лекуврер - реальному историческому лицу эпохи Людовика XV, актрисе театра "Комеди Франсез" - в момент, изображенный в опере). Но высокий профессионализм исполнительницы несомненен. Настоящей удачей выглядела роль соперницы Адриенны - мятущейся между любовью, ревностью и адской жаждой мести принцессы Буйонской: вокальный и драматический талант солистки Большого Ирины Долженко пришелся тут как нельзя более кстати. Пожалуй, на пользу спектаклю пошла и срочная замена назначенного поначалу болгарина (тоже, как и Миричою, солиста "Скала") Бойко Цветанова нашим Всеволодом Гривновым: в партии возлюбленного Адриенны Мориса Саксонского его мягкий, но достаточно сильный тенор лучше сливался с голосами партнерш, нежели резковатый голос гастролера (к тому же простудившегося на московских ветрах).
Но, конечно, труднее всех было выдержать сравнение дирижеру-постановщику спектакля, нынешнему художественному руководителю Большого театра Александру Ведерникову. Ведь Гавадзени когда-то общался с самим Чилеа (умершим в 1950 году), можно сказать - получил оперу непосредственно из рук автора. Но и наш "молодой да ранний" (Александру - те же 37 лет) не лыком шит. Хотелось бы только к возвышенной романтике, мелодической и гармонической красоте добавить еще кое-где и темпа: все же музыка-то итальянская, наша русская флегма к ней совсем не идет...
Ну и замечание - лейтмотив последних публикаций о Большом: взятое напрокат придется отдавать. Как сообщили журналистам на пресс-конференции, пять спектаклей должны состояться в этом сезоне, в следующем покажут еще несколько, и "Адриенна" возвращается в Италию. Жаль. Хотелось, чтобы серьезную работу посмотрело как можно большее число ценителей. И, между прочим, еще одно соображение: а "Ла Скала" или какие-нибудь другие ведущие мировые театры собираются покупать постановки У НАС? Или Большой прочно встал в арьегард международного оперного рынка, так что ему нечем поделиться со своими зарубежными собратьями? Тут выход один: наращивать собственный репертуар - тот, в котором мы, так сказать, владеем "ноу хау", - то есть русский. Кажется, в руководстве ГАБТа это наконец поняли. Скоро приступят к возобновлению традиционной "Хованщины" в редакции Римского-Корсакова и режиссуре Баратова. Хорошо бы на этом не останавливаться...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников