ГОРОД ОКНАМИ В КОСМОС

Бывший Калининград, родина отечественной космонавтики, наукоград Российской Федерации, по воле судьбы, еще и моя личная родина. Детство прошло под знаком секретности: помню папины телефонные разговоры с коллегами, когда он, начальник отдела одного из режимных предприятий города, говорил странные слова, значения которых я не понимала. "Воссоединение", "наш общий высокий знакомый", - как потом выяснилось, на эзоповом языке "закрытого" города означали "стыковку" и "космонавта, находящегося на орбите". Мы привыкли к бесконечным заборам, окружавшим город со всех сторон. Мы привыкли к тому, что город существовал в некоем вакууме: его не было ни на одной карте, он не входил ни в один район Подмосковья. Город Зеро в нескольких километрах от МКАД тоже обеспечивал в меру своих возможностей страну космической и военной мощью.

Время сделало с городом и его жителями страшные вещи. Предприятия остались без госзаказа и разорились, тысячи дипломированных инженеров потеряли работу. С конверсией, на которую возлагалось столько надежд, не получилось: РКК "Энергия" стала делать пылесосы и кухонные комбайны, иголки для шприцев и протезы. В перспективе предполагалось на вырученные деньги спасти часть рабочих мест, а заодно - космонавтику. Но местная гордость - станция "Мир" почила на дне морском, "Буран" переехал в ЦПКиО имени Горького, превратившись в своего рода аттракцион... А работники предприятий ушли в торговлю и малый бизнес. За низкую цену кандидат физико-математических наук Вася мог превратить заурядную "хрущобу" в игрушку, сделав такой "евроремонт", что хозяева только диву давались.
Родной город появился на картах и перестал быть секретным. Стало нечего скрывать: мы больше не делали ракеты. Но именно Королев стал вторым после Обнинска городом в стране, которому был официально присвоен статус наукограда. Это означает лишь одно: Королев остался главным космическим центром страны, в котором работает Центр управления полетами и целая сеть профильных предприятий.
Ни для кого не секрет, что заслуга тут принадлежит мэру Александру Морозенко. Хотя сам Александр Федорович полагает, что он один без коллектива единомышленников, "вышедших" так же, как он, из космической отрасли, этого бы не добился.
Генеральный директор Фонда развития наукограда, член экспертного совета при правительстве РФ и "правая рука" мэра Алексей Солдатов показывает мне образцы разработок, "родившихся" в городе: в углу его кабинета штабелями сложены несколько стеклопластиковых труб, разработанных на предприятии "Композит". Такие трубы могут сохраняться под землей полвека, не теряя своих свойств, что само по себе - фантастика. Это могло бы спасти городское хозяйство от многих проблем. Беда только в том, что средств на реализацию проекта в городском бюджете не хватает.
Мэр Морозенко придерживается не совсем привычной позиции. Он считает, что жаловаться на судьбу неправильно: нужно искать пути выхода из любых положений. Таким выходом стала программа развития города до 2006 года включительно, которая оказалась выгодной и городу, и государству в целом. Работники городской администрации убедили президента Путина и совмин в ее целесообразности. Президентские указы о присвоении статуса наукограда и утверждении программы его развития дают городу основательные возможности. В том числе получения средств и господдержки. Речь идет о сумме порядка пяти миллиардов рублей. Эти деньги, утверждает городское руководство, окупят себя за пять-шесть лет, а затем станут приносить стабильный доход. В городе будет создано более ста малых и средних высокотехнологичных предприятий, работающих на местном интеллектуальном "сырье".
Недавно подписано трехстороннее соглашение между правительствами РФ, Московской области и администрацией Королева о реализации программы развития наукограда до 2006 года. Через пару-тройку лет, уверяют мои собеседники, город будет не узнать. Мне показывают буклет с картинками каких-то фантастических конструкций, похожих на описания звездных поселений Циолковского. Все это не миф, а макеты будущих сооружений, которые, по уверениям руководства города, скоро начнут вовсю функционировать.
Например, установка по производству кирпичей и строительных блоков методом сухого прессования. Сырье - остатки старого щебня, кирпича, песок, которого везде пруд пруди. Прочность кирпичей, которые в результате получаются, не уступает традиционным, зато стоимость их - мизерная. Установкой очень заинтересовались гости из Арабских Эмиратов - ведь у них песка еще больше. Даже предлагают открыть филиал нашего наукограда под их палящими солнечными лучами... В Королеве над заманчивым предложением думают: выносить производство за пределы России не хочется.
Или другое ноу-хау - сверхкомпактная и суперчувствительная антенна высокочастотного спектра. Назначение - прием каналов эфирного и спутникового телевидения, сотовая и радиосвязь. Радиус приема - более ста километров при весе конструкции менее ста граммов.
Мечта хозяйки - пожаробезопасная газовая плита со стеклокерамической поверхностью. Бесплазменная газовая горелка в ней работает по принципу преобразования теплоты сгорания в инфракрасное излучение. Основа транспорта будущего - "мотор-колесо" для электропривода. Серийное производство таких "самодвижущихся колесниц" начнется уже в 2003 году. Индикатор оптических систем для обнаружения снайперов, наблюдателей и военных установок, силовой конденсатор, по "запасу энергии" обгоняющий аккумулятор... По словам разработчиков, перечислять здешние ноу-хау - занятие неблагодарное. Не хватит ни газетной площади, ни времени.
Проблема одна - есть прекрасно работающие "мозги", но не хватает людей, умеющих продвинуть, "продать" эти идеи. Поэтому один из приоритетных пунктов программы - обучение и подготовка кадров. В Королеве действует Институт управления, экономики и социологии, желающих поступить в который становится все больше. Специалистов по этим областям знаний в городе почти нет, а звать их со стороны не хочется. Уже скоро, в 2003 году - первый выпуск. На предприятиях выпускников очень ждут.
Здесь надеются, что таким способом можно не только залатать старые дыры, но и развить городскую инфраструктуру, построить новые микрорайоны, супермаркеты, культурно-развлекательные центры...Подобные проекты, уверены мои собеседники, помогут и главной наукоемкой отрасли, когда-то "сделавшей" город, - космонавтике. Особенно это актуально сейчас, после трагедии с американским шаттлом, когда мир заговорил о том, что основная нагрузка реализации космических программ ляжет на плечи нашей страны, а значит, и на подмосковный Королев. Возможно, город, которого раньше не было на карте, скоро станет известен как крупнейший научный и космический центр не только страны, но и мира.
...Представить себе такое будущее сложно. Особенно после того, как, выйдя из здания городской администрации, попадаешь прямо на улицу Коминтерна - самую старую магистраль города, вдоль которой тянутся жутковатого вида трехэтажные полубараки с балконами, готовыми вот-вот обвалиться тебе на голову. Однако, утверждают в администрации, коль скоро первые серьезные шаги уже сделаны - получена поддержка президента и правительства, - остается только действовать. А к этому здесь, похоже, готовы.