Новым уникальным оружием ФСБ и Минобороны станут боевые мыши

Мало кто знает, но грызуны помогли нашей армии победить гитлеровцев под Сталинградом. 70 лет спустя военные решили вспомнить о «бойцах невидимого фронта»

Главное разведуправление Генштаба Вооруженных сил сообщило: этой весной российские военные проведут первые испытания принципиально нового оружия. Речь идет о специально обученных лабораторных мышах.

Как рассказали журналистам информированные источники в Генштабе, тестирование уникальных «бойцов» будет проводиться в реальной обстановке. В дальнейшем же грызуны должны послужить интересам всех российских спецслужб: ФСБ, внешней и внутренней разведки.

А нюх – как у собаки, а глаз – как у орла

Чем же могут заниматься в боевых условиях столь маленькие и слабые, на первый взгляд, существа?

Военные объясняют: мышей можно превосходно «натаскать» на обнаружение, во-первых, боеприпасов и взрывчатых веществ, а во вторых – людей, укрывшихся в малозаметных помещениях и схронах. Притом грызуны способны эффективно действовать как в полевых условиях, больше интересующих специалистов ГРУ, так и в городских, по которым специализируется ФСБ.

Во многих случаях, – уверены специалисты, – у мышей будут преимущества перед собаками, которых уже много десятилетий используют для аналогичной работы спецслужбы и военные. Мыши не требуют серьезного ухода и заботы. Продолжительность их жизни, конечно, мала – они живут всего два-три года. Однако и дрессировка занимает всего пару-тройку недель, да и нюх у грызунов будет получше собачьего. Наконец, мышки обладают менее организованной нервной системой, а значит, не так подвержены перепадам эмоционального фона и настроения. Собака в каких-то случаях способна «закапризничать» или проявить невнимательность, сделать стойку не там, где надо. Мышь же, – уверены ученые, – будет вести себя более стабильно.

Хвостатый досмотр

Параллельно с обучением самих грызунов разрабатывается и методика для спецподразделений по использованию мышей, – рассказали в Генштабе.

При этом военные отмечают: Россия – не первая страна, которая решила «пригласить в армию» маленьких хвостатых зверьков. Боевые мыши уже состоят на службе и довольствии армии Израиля. Также грызунов используют и спецслужбы этого государства, предотвращая с их помощью теракты.

Как выяснили СМИ, внедрением «мышиных» систем безопасности в России занимается научно-технический центр ЕВРААС. Его представитель, Антон Венедиктов, рассказал, как обучают грызунов.

Рабочая смена каждой мышки, по его словам, длится четыре часа. В целом же подготовленного «мышиного пула» хватает примерно на год работы. Зверьков учат «обнаруживать в воздухе запах определенных веществ. Почуяв его, они перебегают так называемую сигнальную зону в контейнере, где содержатся. Датчики фиксируют это перемещение как срабатывание на запах». Таким образом, – поясняет Венедиктов, – грызунов можно научить сигнализировать об обнаружении взрывчатки, оружия, наркотиков и прочих веществ и предметов, обладающих собственными запахами. Оружие мыши легко определяют по запаху оружейного масла и пороха. А на взрывчатку реагируют, даже когда количество вещества не превышает нескольких граммов.

Есть информация, что в скором времени в московских аэропортах могут появиться новые досмотровые комплексы, где в роли детекторов опасных веществ будут выступать мыши. Переговоры об этом, по свидетельству Антона Венедиктова, уже ведутся.

Мышиный вклад в великую победу

Мало кому известно, но в ходе Сталинградской битвы на стороне Красной Армии «сражались» и хитрые проворные грызуны. Свидетельства об этом встречаются в записках немецких офицеров.

Полевые мыши, способные проникать в отверстия, которые в 4 раза уже их собственного тела, оказались настоящей катастрофой для фашистских танков. Забираясь в машины, они изгрызали электропроводку и начисто выводили из строя небольшие детали.

По воспоминаниям немецкого историка Пауля Кареля, «благодаря» грызунам 204-й германский полк лишился 62 танков из 104, а некоторые части вермахта остались без трети своей бронетехники. Как правило, поломки обнаруживались в момент, когда отдавался приказ к наступлению: в результате повреждения электропроводки у большинства машин просто не заводились моторы.