КОНФЛИКТ ИЗ-ЗА ПАРЫ ТУФЕЛЬ

Кто отвечает за то, что зимой в крупных российских городах, и Москве в том, числе кожаная обувь покрывается безобразными невыводимыми пятнами?Правомерно ли, что гарантийный срок на обувь традиционно составляет один месяц?Обязан ли покупатель хранить индивидуальную картонную коробку из-под обуви? Как правильно обменять обувь?Подобные вопросы зачастую возникают в ходе конфликта между покупателями и продавцами обуви. Как нужно грамотно вести себя в такой ситуации?

ПОКУПАТЬ ОБУВЬ СЛЕДУЕТ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ДНЯ
Ближе к вечеру ноги имеют свойство отекать, поэтому подбор по полноте в это время будет более правильным; "утреннее" же приобретение довольно скоро дефомируется и потеряет приличный вид.
Если бюджет позволяет, то отдать предпочтение стоит обуви из натуральных материалов: гигиенично, комфортно, добротно, более долговечно. Изготовители, как правило, указывают на подошве или стельке либо на индивидуальной коробке вид применяемого материала. В случае отсутствия такой маркировки есть смысл усомниться в "фирменности" товара, особенно когда покупка делается на вещевых рынках. Тем не менее при желании можно попробовать самостоятельно определить "натуральность" кожи. Натуральная и искусственная кожи имеют различную теплопроводность, поэтому ладонь почувствует тепло первой и прохладу второй.
При покупке зимней обуви следует также учитывать условия ее эксплуатации: изделия из натуральной кожи рекомендуются для сухой морозной погоды; во время мягкой слякотной - практичнее сапожки из специальных водостойких материалов, в том числе и синтетических, на толстой сплошной подошве.
КНУТОВИНА, МОРЩИНЫ, ЦАРАПИНЫ
Полупары надо тщательно осмотреть. Размер и форма носков, подошв, пяточных частей должны быть одинаковыми. Для проверки сначала совместите носки, затем приложите друг к другу подошвы, потом поставьте ботинки на горизонтальную поверхность, после чего совместите пятки, разведя носки в стороны. Обувь можно признать парной, если длина и ширина всех осмотренных деталей, а также оттенок, цвет, природный рисунок кожи (по-научному - мерея) идеально совпадают, а вся ходовая часть обеих подошв опирается на горизонтальную поверхность.
Пятки и носки должны быть жесткими за счет промежуточных деталей. Если такие детали отсутствуют, значит нарушена технология изготовления. Такая обувь не обеспечит комфорт и прослужит, скорее всего, недолго.
"Запретными" явлениями в готовой обуви считаются так называемые прижизненные дефекты кожи: кожеедины, болячки, парша, кнутовина и т.п., а также пятна, царапины, морщины, отставание "лица" кожи (отдушистость).
Все детали должны плотно прилегать друг к другу, зазоры и расщелины недопустимы. Подошва по всему периметру должна быть хорошо прикреплена к заготовке. Каблук, а тем более высокий, следует проверить на надежность установки, набойки - на правильность закрепления. Обтяжка каблука не должна выступать из-под набойки и из-за язычка подошвы.
При выборе обуви стоит подумать и о ее ремонтопригодности. Некоторые модели не предполагают замены набоек.
ГАРАНТИЯ
Осмотр обуви при покупке поможет выявить явные дефекты, видные невооруженным глазом. Но изделие может иметь скрытые недостатки, связанные с нарушением технологии его изготовления. Во время примерки они могут и не проявиться. Ну разве что вы сразу почувствуете, что высокий каблук неустойчив - так в этом случае просят показать другую пару. Скрытые дефекты потому так и называются, что появляются во время носки. В связи с этим добросовестные продавцы устанавливают на свою продукцию гарантийный срок, в течение которого покупатели могут обращаться к ним с претензиями по качеству.
Существующее законодательство не регламентирует длительность этого срока, но зато обязывает продавца поставить о нем в известность покупателя - отметкой в чеке либо хорошо заметным объявлением в торговом зале. При отсутствии гарантии либо информации о ней предъявлять претензии по качеству обуви можно В ТЕЧЕНИЕ ДВУХ ЛЕТ СО ДНЯ ЕЕ ПРОДАЖИ (ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Это если обувь круглосезонная, то есть предназначенная для постоянной носки в помещении независимо от погоды на улице (домашние тапочки, спортивная и офисная обувь и т.п.). Вся остальная обувь - сезонная, предназначенная для определенного времени года: летняя, осенне-весенняя (демисезонная) и зимняя. Срок гарантии на такую обувь может исчисляться как со дня покупки, так и с даты наступления соответствующего сезона.
Каждый регион определяет время начала и окончания сезона в зависимости от специфики климатических условий. В Москве, например, времена года сменяют друг друга следующим образом:
зима - с 1 ноября по 1 марта
весна - с 1 марта по 1 мая
лето - с 1 мая по 1 сентября
осень - с 1 сентября по 1 ноября.
КАК ПОДАТЬ ПРЕТЕНЗИЮ
БЕЗ НЕРВОТРЕПКИ
Лучше всего эту процедуру сразу пустить по официальным рельсам. Это сэкономит ваше время и сбережет нервы. Судите сами.
Статья 22 Закона обязывает продавца рассмотреть претензию покупателя и удовлетворить или отклонить ее в течение 10 дней со дня подачи. При наличии спора о правомерности претензий покупателя к обуви продавец (изготовитель) обязан по закону провести экспертизу изделия на предмет наличия и происхождения дефекта в пределах той же декады. Причем покупатель имеет право присутствовать во время проведения экспертизы. В противном случае обувь следует отдать под расписку, в которой будут указаны дата передачи и цель.
За каждый день просрочки предусмотрена неустойка в размере 1% от стоимости товара.
Устные же "переговоры", будь то непосредственно в магазине или по телефону, могут, во-первых, носить весьма нервный характер, во-вторых, тянуться неделями по схеме "приходите завтра" и, наконец, если обувь все же передается для экспертизы без расписки, она может запросто исчезнуть. Либо без ведома и согласия владельца ее отремонтируют вместо замены или возврата стоимости. Да и право на взыскание неустойки при этом теряется, поскольку сам факт предъявления претензии нигде не зафиксирован. Чем, кстати, продавец может воспользоваться и однажды огорошить покупателя заявлением, что его время вообще истекло: срок гарантии кончился, и разговаривать больше не о чем. Аналогичный исход ожидает вас и в случае "пиратского" ремонта, поскольку доказать, что сделан он был без вашего согласия не удастся.
В связи с этим рекомендуем следующее грамотное и с психологической точки зрения безболезненное поведение.
Прежде чем обращаться с жалобой на качество обуви подготовьте письменный текст претензии в 2 экземплярах, в которой изложите суть дела и четко сформулируете то требование, которое вы собираетесь предъявить продавцу. Адресуйте ее торговой организации (изготовителю) на имя руководителя. (Знать его имя при этом совершенно не обязательно). В соответствии со статьей 18 Закона вы имеете право на:
- бесплатный ремонт;
- обмен на новую пару;
- возврат стоимости изделия, исходя из его цены на день расторжения договора;
- возмещение расходов на ремонт при наличии официальной квитанции об оплате этой услуги.
Не забудьте расписаться и проставить дату, а также указать свой адрес и (или) телефон, по которому с вами можно будет связаться.
Передать претензию можно лично, проследив, чтобы на втором экземпляре, который следует сохранить, были проставлены дата и подпись принявшего. В случае отказа принять претензию, не вступая в пререкания, отправьте ее по почте с уведомлением о вручении.
Отсчет 10 дней начинается с момента вручения претензии продавцу самим покупателем либо почтовым работником.
МОЖНО ПОДАТЬ ЖАЛОБУ НА КАЧЕСТВО ПО ИСТЕЧЕНИИ СРОКА ГАРАНТИИ
Все надо делать точно так же с единственной разницей: доказывать наличие недостатков в товаре в этом случае потребитель должен самостоятельно. Сделать это можно с помощью независимой потребительской экспертизы. Надо обратиться в организацию, которая либо проводит испытания обуви, либо их организовывает. К последним, в частности, относится Московское общество защиты потребителей. Объективность выводов в этом случае обеспечена отсутствием непосредственной коммерческой зависимости специалистов от конкретного продавца (изготовителя).
Заручиться таким документом полезно и в том случае, когда продавец отказывается удовлетворить претензию покупателя без всяких оснований либо вовсе не дает никакого ответа.
Рекомендуем прислушаться к нашему совету: обнаружив брак, при котором, тем не менее, пользоваться обувью можно, не занашивайте ее. Классифицировать заводские дефекты в обуви со значительной степенью износа не представляется возможным.
С помощью независимой потребительской экспертизы можно оспорить результаты экспертизы, проведенной продавцом, если вы с ними не согласны.
КТО ОПЛАЧИВАЕТ ЭКСПЕРТИЗУ
Первоначально платит тот, по чьей инициативе она проводится. Однако, если ее результаты подтвердили вашу правоту, имеете право требовать компенсацию понесенных расходов.
Но если окажется, что обувь не имеет производственных дефектов, то продавец потребует оплатить счет за проведенные испытания.
Если вы собираетесь оспорить это, обратившись к независимым специалистам, то оплатить их работу придется самостоятельно.
Тут, правда, следует заметить следующее: чтобы передать спорное изделие независимому специалисту, его надо сначала забрать у продавца. А продавец может "придержать" вашу собственность до тех пор, пока вы не оплатите счет за проведенную им экспертизу. Далее, в случае подтверждения специалистом вашей правоты, вы, в свою очередь, имеете право потребовать возмещения собственных расходов продавцом.
ЕСЛИ ЧЕК ПОТЕРЯН ИЛИ ЕГО НЕ ДАЛИ ПРИ ПОКУПКЕ
По закону, продавец все равно обязан принять претензию потребителя к рассмотрению. Однако если он "не признает" товар за "свой", доказать обратное придется самому покупателю, что весьма сложно. Так что убедительно советуем чек все-таки сохранять.
О ПРАВИЛЬНОМ УХОДЕ ЗА ОБУВЬЮ
обуви полезно давать отдых; нежелательно носить одну и ту же пару ежедневно в течение длительного времени;
обувь следует сушить при комнатной температуре; перед сушкой в нее вставляют специальные приспособления или туго набивают бумагой для сохранения формы;
для сохранения внешнего вида зимней обуви ее перед ноской нужно 2-3 раза опрыскать специальным аэрозолем с раствором фторорганических соединений. Процедуру можно повторять по мере необходимости.