ОТ МЫШКИНА - ДО ПЛЮШКИНА

Даже среди своих легких на подъем собратьев Ливанов удивляет мобильностью, готовностью сорваться с насиженного места ради интересной роли, поездки, ради встречи со зрителями.

После окончания ЛГИТМИКа у него была возможность остаться в Ленинграде, "зацепиться" за какой-нибудь популярный театр, дождаться со временем регулярных выходов на сцену, а он махнул в Волгоград, где рождался новый коллектив и нужны были не статисты, а работающие артисты. Там Ливанов скоро стал популярен, но, почувствовав, что роли стали повторяться, герои - бронзоветь, он в поисках интересной работы перебрался в Рязань. Оттуда со временем - в Ростов, потом - в Таганрог, потом...
Аристарх любит говорить, что он сменил за свою жизнь более десятка квартир и почти столько же театров. Зато за годы своих неутомимых творческих странствий актер переиграл множество самых "лакомых" ролей классического репертуара: был Алешей Карамазовым и пушкинским Сальери, Григорием Мелеховым и кардиналом Ришелье, князем Мышкиным и горьковским Бароном, Плюшкиным и Тузенбахом... Виртуозный мастер внутреннего перевоплощения, Ливанов равно убедителен и в роли великосветского князя, и в образе армейского офицера, участкового врача, инженера, простого работяги, вкалывающего до седьмого пота.
Он и сам редкостный труженик. Берется за любую работу, лишь бы она была творчески интересной. Много лет выходит на сцену МХАТа имени Горького в спектакле "Старая актриса на роль жены Достоевского". Снимается в кино, работает в антрепризе. В нем нет высокомерного небрежения небольшими ролями, свойственного иным его маститым коллегам. Соглашается играть в эпизодах и делает это мастерски. А еще - со своей неразлучной гитарой мотается по фестивалям, выступает с концертами, с огромным удовольствием участвует в жюри нашей трудовской "Романсиады". Надо ехать всего на день в Казань, или в Кемерово, или в Астрахань, или в подмосковное Остафьево - Аристарх всегда готов, даже если известно, что две ночи придется спать в поезде, обедать на ходу, перемещаться по городу не на "мерседесе", а на видавшем виды "рафике"...
Недавно в составе трудовского десанта Аристарх Ливанов высадился в поселке Гаджиево Мурманской области, где располагается флотилия атомных подводных лодок Северного флота, в том числе и ракетный крейсер "Гепард", над которым шефствует наша газета. Надо было видеть, как принимали его на сцене местного Дома офицеров флота! Как внимали романсам и песням, как смотрели фрагменты из фильмов с его участием! После окончания концерта Аристарха Ливанова не отпускали со сцены минут 40, а потом на улицах города то и дело подходили моряки, чтобы просто поздороваться, подарить на память тельняшку... А он, народный артист России, лауреат Государственной премии, радовался простым и искренним знакам внимания, как ребенок.
Между тем он давно уже, разумеется, не мальчик, но - муж. За плечами - 30 лет работы в искусстве, 70 ролей в театре и столько же в кино. Седина посеребрила не только виски. В минувшее воскресенье Аристарху Ливанову исполнилось 55 лет. К своему полукруглому юбилею он подгадал два фильма, в которых сыграл большие роли. Это картины "На полпути в Париж" Ярополка Лапшина и "Письма к Эльзе" Игоря Масленникова. И в обоих сыграл просто-таки отлично. Как, впрочем, и положено юбиляру, возраст которого венчает обязывающая цифра из двух "пятерок".