11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КАКОЙ БЫТЬ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ?

Карамышева Людмила
Опубликовано 01:01 19 Марта 2003г.
Уже к концу марта депутаты Государственной Думы намереваются утвердить проект нового федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Но на местах продолжают оспаривать отдельные его положения. Сегодня мы публикуем изложение позиции мэра Ростова-на-Дону Михаила Чернышева.

Необходимость серьезных изменений федерального закона о местном самоуправлении назрела давно. При существующем ныне законе муниципальные образования поставлены в прямую экономическую зависимость от отношений с субъектом Федерации. Там, где экономическая помощь недостаточна, муниципалитеты не в силах справиться с большинством проблем - социальным обеспечением, ремонтом дорог и т.д.
В Ростове усилиями администраций области и города удалось добиться стабильного функционирования систем жизнеобеспечения. Губернатор В. Чуб поддержал проекты по реконструкции инженерных сетей, строительству очистных сооружений, расширению городского водовода.
Но из общения с коллегами из других регионов я знаю, что не у всех муниципалитетов есть возможности для объединения финансовых ресурсов субъекта Федерации и города, района. Чаще они вынуждены заниматься бесконечным латанием многочислен-ных дыр, работать в авральном режиме. Судя по тому, какое внимание этим проблемам уделяет президент Владимир Пу-тин, а также исходя из той большой работы, которую проделала соответствующая комиссия Госдумы под руководством Дмитрия Козака, хочется думать, что муниципальная реформа все же сдвинется с места.
Концепция законопроекта о местном самоуправлении в целом заслуживает одобрения. По сравнению с действующим законом вопросы местного значения сформулированы более четко и подробно. Установлены более ясные границы ком-петенции местной власти в сферах образования и здравоохранения. Например, в дейст-вующем законе к местным вопросам относится содержание и развитие учреждений образования и здравоохранения, на что у муниципальных образований достаточных средств не было. По новому законопроекту органы местного самоуправления освобождены от проблем финансового обеспече-ния учебного процесса и оплаты труда работников муниципальных общеобра-зовательных учреждений.
В Ростове-на-Дону практически не было проблем с оплатой труда педагогов. Однако, как известно, многие муниципалитеты страны с их решением не справляются. Передача этих вопросов на уровень субъекта Федерации изменит положение. Облегчают нагрузку на органы местного самоуправления и новации в области здравоохранения. Сферу их ведения предлагается ограничить организацией скорой медицинской помощи, стационарной, ам-булаторной первичной медико-санитарной помощи и помощи роженицам.
Ряд критических замечаний вызывают статьи, регулирующие структуру органов местного самоуправления. В законопроекте более жестко, чем в действующем законе, рег-ламентируется порядок формирования органов местного самоуправления. Устанавливается обязательная к исполнению их структура, включая нормативы численности депутатов, возможность их избрания непрямым голосованием. Это, по мнению ряда экспертов, противоречит статьям 130 и 131 Конституции России, в частности праву граждан само-стоятельно решать эти вопросы.
Возможно, для новых органов самоуправления такая регла-ментация уместна. А как быть с теми муниципальными образованиями (к ним относится наш город), где самоуправление уже имеет свои традиции, наработанный опыт, оправдавший себя? Неужели все ломать? Мне представляется разумным, чтобы в вопросах численности депутатов, например, нормы определялись уставами муниципальных образований.
Одобрение вызывают положения законопроекта, направ-ленные на укрепление финансовой базы местного самоуправления. В том числе предлагаемое закрепление источников дохода на постоянной основе. Исключается возможность передачи муниципалитетам госполномочий без со-ответствующего финансового обеспечения. Вместе с тем очевидно, что проект закона в большей мере нацелен на выравнивание финансового положения одних муниципалите-тов за счет других и в меньшей - на обеспечение финансовой само-стоятельности местных бюджетов. В частности, введение отрицательного трансферта, изъятие части доходов снижает у муниципальных образований-доноров желание зарабатывать деньги, разви-вать налоговую базу. В то же время сохраняется значительная зависимость реализации переда-ваемых госполномочий от действий субъекта Федерации.
Неприемлемым, на мой взгляд, для местного самоуправления является содержащееся в законопроекте положение о кассо-вом обслуживании исполнения местных бюджетов органами федерального казначейства. Кстати, именно внедренная в Ростове-на-Дону - одна из первых в стране - система муниципального казначейства сыграла значительную роль в повышении эффективности использования бюджетных средств. Благодаря внедрению автоматизированного центра контроля нам удалось добиться строго целевого использования ресурсов и сокращения сроков прохождения платежных документов.
Передача этих функций органам государственной вла-сти субъектов Федерации лишает местную администрацию возможности оперативного управления. Не говоря уже о том, что это противоречит Конституции Российской Федерации, гарантирующей местному самоуправлению самостоятельность в формировании и исполнении местного бюджета.
Эффективность муниципальной реформы во многом будет зависеть от дальнейших шагов федерального центра и субъек-тов Федерации, своевременного принятия ими пакета необходимых феде-ральных, областных законов, конкретизирующих принципы, заложенные в законопроекте. Для того чтобы местное самоуправление обрело "второе дыхание" и раскрыло свой немалый потенциал, необходимо, чтобы в Госдуме при работе над соответствующим документом были услышаны предложения, идущие "снизу", оттуда, где предлагаемая реформа и будет реализоваться.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников