ШКОЛЬНЫЕ НОВШЕСТВА НЕ ЗАКОНЧИЛИСЬ

За несколько лет, прошедших с начала школьной модернизации, в сознание обывателя успели внедриться разве что такие понятия, как "компьютеризация" и "единый государственный экзамен". Но обновление отечественной системы образования, рассчитанное до 2010 года, предполагает и перемены в финансировании всех уровней образования, и переход на штатно-окладную систему оплаты труда педагогов, и создание школьных управляющих советов...

Наконец, будут приняты новые школьные стандарты. Под ними подразумевается обязательный минимум знаний по математике, русскому языку, химии и другим общеобразовательным предметам, который государство по Конституции должно бесплатно обеспечить каждому гражданину. В последние годы на глазах у общества документы о стандартах рождались буквально в муках, подвергались жесточайшей критике, отправлялись на доработку и теперь, надо надеяться, действительно помогут повысить качество и устранить учебные перегрузки. Вводить стандарты начнут во всех 9-х классах с сентября 2005 года, а в 1-х, 5-х и 10-х классах - с сентября 2006-го. Сейчас завершается разработка новых обучающих программ, в марте министерство объявит конкурс на создание соответствующих учебников и учебных пособий. При этом школьным учителям волей-неволей придется подниматься на иной профессиональный уровень. Для этого весной в большинстве регионов планируют организовать специальные курсы повышения квалификации.
Госдуме в 2004 году предстоит принять принципиально новый для России закон, который позволит обществу напрямую участвовать в развитии учебных заведений. Любой гражданин, которому небезразлична судьба конкретной школы, сможет, если станет членом его управляющего совета, влиять на решение финансовых, организационных или даже кадровых вопросов, вплоть до выборов на конкурсной основе директора образовательного учреждения. Чтобы привлечь внимание к новшеству, уже в апреле Министерство образования собирается открыть в Интернете сайт "Твоя школа" с указанием адресов и реквизитов внебюджетных счетов каждой школы страны.
Ряд перемен коснется вузовской системы. К примеру, в законе о высшем образовании появится поправка, благодаря которой стипендиальный фонд, направляемый на материальную поддержку студентов, возрастет в пять раз. В федеральном бюджете на эти цели уже запланировано 800 миллионов рублей. Кроме того, в этом году в России, по аналогии со всеми развитыми странами мира, должна быть разработана система образовательного кредита с государственной гарантией. Такой кредит может иметь двойную пользу: во-первых, даст шанс способному, но небогатому молодому человеку получить хорошее образование, а во-вторых, заставит его выбрать именно социально востребованную профессию, которая по окончании вуза позволит без проблем вернуть кредит государству.
Осенью прошлого года наша страна примкнула к Болонскому процессу, цель которого - создание общеевропейской системы высшего образования. Участие в нем обеспечит признание российских дипломов за рубежом, и наоборот. Кроме того, наши студенты и преподаватели смогут беспрепятственно выезжать на учебу, стажировку, научную практику в любой выбранный ими вуз Великобритании, Франции, Германии, других стран. Но подписание Болонского соглашения налагает на Россию ряд обязательств. Одно из них - постепенный переход на общеевропейскую многоуровневую систему высшего образования. Принимая это условие, важно не растерять лучшие отечественные традиции. Некоторый опыт подготовки бакалавров и магистров уже накоплен в МГТУ имени Баумана, Томском политехническом университете. Министерство рекомендует и другим высшим учебным заведениям потихоньку апробировать принятую во многих странах вузовскую систему "зачетных единиц", "модулей", "рейтингов". По мнению ректора Санкт-Петербургского государственного университета Людмилы Вербицкой, в российской высшей школе оптимальны 4-летний бакалавриат и 2-летняя магистратура. Особое внимание, считает Людмила Алексеевна, нужно уделить, в соответствии с общеевропейскими требованиями, созданию независимой системы аттестации и контроля качества вузовского обучения. Кстати, по этому поводу на коллегии было процитировано ироническое высказывание ректора Томского политехнического университета Юрия Похолкова: "У нас, конечно, лучшее в мире высшее образование. Но плохо, что они там - за границей - об этом не знают".