БОРИС ГРАЧЕВСКИЙ: НАША ЖИЗНЬ - СПЛОШНОЙ "ЕРАЛАШ"

"Мальчишки и девчонки, А также их родители, Веселые истории Увидеть не хотите ли?" Вряд ли можно найти хоть одного человека на постсоветском пространстве, который бы никогда не слышал этого веселого запева на музыку Алексея Рыбникова. С него начинается каждый выпуск популярного киножурнала, которому в этом году исполняется 30 лет. Накануне юбилея "Труд" побеседовал с бессменным художественным руководителем "Ералаша" Борисом Грачевским.

- Борис, с чего начался киножурнал "Ералаш"?
- С обращения в ЦК КПСС молодой девушки, слушательницы высших режиссерских курсов - Аллы Суриковой. Она писала, что раз существует киножурнал для взрослых "Фитиль", то почему бы не сделать и киножурнал для детей, к примеру, "Фитилек". Идея некоторое время побродила по чиновничьим кабинетам, а потом была "спущена" на студию имени Горького, где Александр Григорьевич Хмелик и ваш покорный слуга принялись ею заниматься. Кстати, мы сразу предложили свое название - "Ералаш". Сейчас к этому слову уже все привыкли, а тогда оно было встречено с некоторым скепсисом. Мол, про вас будут говорить: не журнал, а ералаш какой-то. К тому же фамилия председателя Госкино была Ермаш...
- Как сегодня выходит киножурнал?
- Мы снимаем 12 выпусков в год. Все расписано на месяц вперед: когда, где и что снимаем. В портфеле студии масса смешных сценариев. Выстраивается очередь из режиссеров, которые хотят с нами работать. На сегодня выпущены 176 номеров "Ералаша", в студии строятся декорации для 177-го. На днях, например, Максим Галкин снимается у нас в роли Пушкина.
- Можно об этом подробнее?
- Ходит по Михайловскому Александр Сергеевич и бормочет себе под нос стихи: "Мороз и солнце, день чудесный..." Потом прикидывает: "Так, для пятого класса написал, для седьмого написал, а для третьего - еще нет". Тут появляется Арина Родионовна: "Что ж ты, батюшка, Александр Сергеевич! Детишки замучились стихи твои учить. Вот Николай Васильевич Гоголь-то - молодец, сжег вторую часть "Мертвых душ" - и детям облегчение"...
- Как к вам попадают юные артисты?
- Поиском детей для съемок занимается большой коллектив. Кто-то из будущих актеров приходит к нам из театра "Ералаш". Есть дети, которых "выдерживают" с четырех лет, их приводят на студию, проверяют - не боятся ли они камеры. Потом малыши попадают на заднюю парту, на общий план, потом на крупный "со словами". А главные роли приходят после.
- С детьми работать сложно?
- Да. Тяжелая работа. В наших фильмах много трюков, поэтому довольно часто мы приглашаем "цирковых" детей. Например, в сюжете "Физкульт-ура!" мальчик выбегает из школы, повисает на дереве, перемахивает через забор прямо на крышу автомобиля. Потом скатывается с него и попадает в руки учителю: "Ты почему не на занятиях?" "А я освобожден по состоянию здоровья". Все эти трюки выполнял десятилетний мальчишка - цирковой акробат. Ему все время хотелось показать нам нечто большее, чем было в сценарии. В конце концов мы сдались, и один из трюков так и вошел в сюжет с лишним переворотом: на крышу автомобиля парень прыгал с трехметровой высоты и умудрился пару раз перевернуться через голову.
- Как часто во время съемок происходят различные ЧП?
- За детей мы отвечаем головой. Каждая сцена по 50 раз просчитывается. Поэтому никаких серьезных происшествий за все эти годы не было. И, надеюсь, не будет. За техникой безопасности мы следим даже в мелочах. Например, однажды, когда наш автобус уезжал со съемочной площадки, мальчишка-актер куда-то отошел и остался один в центре города. Потом его, конечно, нашли, но ассистент режиссера по актерам была уволена.
- Я слышал, на съемках однажды чуть не сожгли Хазанова?
- Да, такое было. По сюжету в кадре сначала происходил взрыв, потом появлялся Хазанов. Огонь вспыхнул, дым появился, камера движется, мы кричим: "Гена, вылезай". А его нет. Мы все ринулись к месту взрыва и видим Хазанова, на котором горит костюм. Пламя еле потушили. К счастью, актер не пострадал.
- Вы сказали, к вам стоит очередь из режиссеров. А взрослые актеры к вам охотно идут?
- Если я сейчас начну перечислять всех звезд, снявшихся в журнале, у вас не хватит кассеты в диктофоне. Например, перед Максимом Галкиным снялся Дмитрий Нагиев. А до этого Светлана Крючкова. Такой серьезный человек, как Михаил Андреевич Глузский, последнюю свою кинороль сыграл в "Ералаше".
- А вы помните, в каких сюжетах играли Наташа Ионова - Глюк'Oza, или Юля Волкова - участница "Тату"?
- Я помню все: от первого до последнего сюжета. "Татушка" снималась в истории, где идет мальчик с авоськой, на него налетает девочка: "Выручи меня, обними и прижмись ко мне. Глянь, Бочкин на нас смотрит?" А в финале звучит ставшая уже расхожей фраза: "Ничего себе, за хлебушком сбегал". А Наташа Ионова дебютировала в сюжете "Поганки". Это про злых деревенских девочек, жестоко обманувших лопоухих городских мальчишек.
- Анекдоты экранизируете?
- Конечно. Например, сюжет про мальчика, который жалуется ветеринару, что у его собаки неадекватные реакции на команды: "Скомандую ей сидеть или лежать, а она при этом описается". "Ну-ка скомандуй ей что-нибудь", - предлагает врач. Мальчишка как заорет во весь голос: "Лежать!!!", поворачивается к врачу, а тот лежит в обмороке. Любая смешная история может быть превращена в фильм.
- Не поделитесь последними приобретениями?
- Вот из того, что можно опубликовать: "Мама, ты меня любишь или это пиар?" Я и сам сочиняю анекдоты. Например: "Приходит бен-Ладен домой. И спрашивает: "Меня никто не искал?"
- Похоже, вы в душе остаетесь ребенком...
- Да, сегодня я все сразу: и взрослый, и ребенок. Но веду себя прилично. Я и в школе не очень-то любил похулиганить, учился хорошо. За все десять лет отца вызывали в школу только один раз. Как-то на перемене я взял в руки иголку и принялся ею легонько тыкать своих товарищей. Одну девчонку кольнул в попу и случайно попал прямо в сосуд. Когда вечером на месте укола ее мама увидела капельку крови, то написала на меня жалобу. Там была такая фраза: "Вколол иголку в попку моей Маше". Отец выслушал все претензии в мой адрес, а когда мы вышли от директора, у него от смеха началась истерика.
- А что вы думаете о нашем детском телевидении?
- Программа-ветеран "Спокойной ночи, малыши" меня расстраивает тем, что совершенно не меняется. Сегодня дети играют уже совсем в другие куклы и говорят другими интонациями.
- А как складываются ваши отношения с Первым каналом?
- Хорошо. Правда, с руководством общаться довольно трудно в силу того, что они там все занятые. Поэтому иногда я беру листок бумаги и пишу несколько веселых фраз, которые отсылаю Эрнсту или Максимову. На Первом канале "Ералаш" показывают по будням в утреннем эфире. Мне жаль тех детей, которые учатся в первую смену. Они-то ни в чем не виноваты. Кроме того, нас показывают в пять утра, в три часа ночи и между фильмами. Наверное, короткие фильмы "Ералаша" очень выручают канал, поскольку подравнивают длину сетки, а также помогают выполнять обязательный норматив по детскому вещанию.
- А что, на ваш взгляд, происходит в современном детском кинематографе?
- К большому огорчению, несмотря на то, что за последнее время появилось несколько фильмов для детей, особенного успеха у них не было. А мы вместе с киностудией имени Горького в память о великом режиссере Александре Роу сейчас хотим сделать ремейк фильма "Морозко". Пока дело продвигается не очень быстро, но, надеюсь, у нас все получится. Я оптимист. И считаю себя счастливым человеком. Счастье в том, что видишь результаты своего труда. В том, что приносишь окружающим радость, пусть всего на несколько минут.
Беседу вел