Главная Жизнь 00:03 19 Марта 2014 3745
Садовое кольцо вновь станет садовым?

Авторы оригинальной концепции Генплана Москвы предлагают вернуться к старым, но до сих пор не реализованным идеям

Елена Широян

«Москва: сценарии развития» — так дерзко названа выставка, открывшаяся в Музее архитектуры им. А.В. Щусева. В экспозиции мало эстетских рисунков, больше чертежей и макетов. По стенам — схемы, где варьируется план города, и фотографии Москвы, напоминающие игру «найди семь отличий». Однако не спешите — вглядитесь! Речь идет о концепции радикального переустройства российской столицы.

Архитектурно-градостроительная компания «Яузапроект» предложила стратегический мастер-план города Москвы, возможно, спорный. Поскольку отвергнуто извечное стремление «В Москву, в Москву!» — сиречь в самый центр, к Кремлю. В основу проекта архитекторы Илья Заливухин, Иван Астафуров, Мария Виноградова-Франк, Екатерина Власенко заложили свое видение города как многоцентричной системы самостоятельных районов, «нарезанных» по-новому, но с учетом архитектурного наследия, сложившейся застройки, природы и экологии. В концепции нет мелочей, важна каждая улица, бесценны лесные массивы и водоемы. Цель — сделать каждый район максимально удобным для жизни, дать ему свой микроцентр и развитую инфраструктуру. А еще авторы проекта замахнулись на то, чтобы победить одну из страшнейших проблем — транспортный коллапс.

Почти век назад Михаил Булгаков сетовал: москвичей испортил квартирный вопрос. К этому прибавилась другая порча — пробки на многие километры. Автору «Белой гвардии» случалось висеть на подножке трамвая, но все-таки он ехал. Нынешний трамвай или автобус часто безнадежно стоит...

Куратор выставки, глава «Яузапроекта» Илья Заливухин убежден: метод борьбы с такой ситуацией есть. Пора создать новый транспортный каркас, способный стать базой для полноценной скоростной системы. Но этот стремительный поток машин, а может, и поездов нужно «развести» с теми, кто на умеренной скорости ездит внутри жилых районов Москвы и между ними. Здесь удобные зеленые улицы, светофоры, широкие тротуары, велосипедные дорожки. Общественный транспорт без лишнего шума движется по выделенным полосам, пассажиры садятся в автобус рядом с домом, пешеходы переходят дорогу только по зебре — и никаких ступенек под землю, ненавистных инвалидам! Возможно, москвичи начнут ощущать себя так же, как жители Парижа, Берлина или Вены — городов, известных спокойным повседневным комфортом. Стоит лишь разделить дороги на улицы внутри кварталов и скоростные магистрали. Первые строить не надо — достаточно модернизировать то, что создано уже давно, как Ленинский проспект, Измайлово или Черемушки. Расширить тротуары, изменить освещение, вернуть озеленение, уплотнить застройку — вместо девятиэтажек построить высотки по современным стандартам. Убрать разделительную полосу на той же Ленинградке, ставшей примером «недомагистрали», как называет Заливухин наши, с позволения сказать, хайвеи: «Вот это и была бы реконструкция Ленинградского проспекта, ведь нужно говорить об улучшении его функционирования. Но функция пространства для жизни не менее важна, чем машины».

Совсем уж крамольным может показаться предложение сузить Садовое кольцо, вновь насадить деревья, развить инфраструктуру в первых этажах зданий, где будут кафе и магазины, пустить легкий трамвай или электрический автобус — таким будет центр района, которого пока нет на карте....

В пример Илья приводит Кутузовский проспект — «наши Елисейские Поля». Как и культовая улица Парижа, он мог бы стать местом для общения, вечерних прогулок, неспешных покупок — все это и есть город. А все магистрали — хайвеи — должны заканчиваться на Третьем транспортном кольце.

До него на пути — элитные районы: Академический, Тимирязевский, Химки, Сокол, Черемушки. Все это ценные территории, их нельзя разрезать скоростными дорогами. Ряд районов — Кунцево, Фили, Измайлово, Юго-Западный — еще в сталинском Генплане 1935 года были заложены как отдельные города. По сути, аналог им — Большой Лондон! Там тоже свои улицы и проспекты. И парки — общественные гостиные.

Прекрасные в 1950-е проспекты и улицы вроде Тверской попали в заложники расширения дорог. В «Яузапроекте» его считают ошибкой: результат — улицы-гибриды, где грохочет транзитный транспорт. Там жить неудобно, а ездить быстро невозможно. Но можно их разгрузить и вновь превратить в полноценные проспекты, похожие на Севастопольский бульвар Парижа. Каждый такой район, например у Речного вокзала, может жить как единый город вокруг воды или рядом с парком. При правильном использовании территории жители не захотят по поводу и без повода бежать в исторический центр. Ну а если все-таки нужно — к вашим услугам вылетная магистраль: 10 минут — и вы в центре.

Ключ к такому решению Илья Заливухин увидел в Генеральном плане Москвы, который был создан в... 1971 году, но остался невоплощенным. «В расчете на развитие транспортной инфраструктуры большие участки земли оставили незастроенными, но после 1991 года их передали коммерческим застройщикам. Теперь и там выросли офисы и жилые комплексы. Последним резервом остаются промышленные территории и зоны вдоль железных дорог. От того, насколько грамотно будут использованы эти земли, зависит дальнейшее развитие всего города», — говорит архитектор.

Настоящие хайвеи можно проложить через промзоны. Двухконтурные, или дублирующие, дороги — вот выход. Город пересекут всего несколько магистралей, как дублер Кутузовского, но зато они будут работать, а не стоять. К тому же свяжут с центром и областью отдельные районы, по сути — мини-города в границах Большой Москвы. Разветвленная сеть внутрирайонных улиц позволит быстро передвигаться по кластерам и между ними. А для дальних поездок в Московском регионе предусмотрен наземный экспресс, доступный и комфортный. Образцом послужила бы парижская сеть RER, или «Периферик», кстати, совпадающая в диаметре (10 км) с нашим Третьим транспортным кольцом, или берлинская городская электричка S-Bahn — транспорт экологически чистый и безопасный. Только проходит он не по существующим улицам, а вторым контуром — на эстакадах, в «лотках» (на 3 метра ниже уровня земли) и туннелях. А близ «Москва-Сити» можно было бы создать вокзал, заменяющий сразу Киевский, Белорусский, а может, и Павелецкий. Такие многоуровневые вокзалы со множеством пересадок давно служат в европейских городах.

«Городу — любому! — нужны все те транспортные системы, которые используются в мире. И личный, и общественный транспорт может быть и скоростным, и внутриквартальным, как трамвай, — считает автор проекта. — Но без транспортного каркаса города не существует. Вопрос в том, где и как спроектировать этот каркас, чтобы он не мешал людям. Нужно интегрировать его в ткань города. И сделать это можно только за счет незастроенных промзон и территорий вдоль железных дорог. А там, где живут люди или находятся парки, нужно устроить туннели. Но важно, чтобы этот каркас был единой системой, как метро, он не может быть разомкнутым». Выставка вернула из забвения принцип развития, который учитывает как специфику отдельных районов, так и связность этих районов между собой.

80 лет назад на нынешней площади Победы состоялся первый советский парад

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
По площади чеканят шаг летчики, участвовавшие в Восточно-Прусской операции. Фото из открытых источников

«Поверженная прусская столица — Кенигсберг — 7 ноября 1945 года впервые за всю свою семивековую историю увидела великий Октябрьский праздник советского народа» — так 80 лет назад написала...

Невинное голосование обернулось противостоянием: ставки росли, эмоции зашкаливали…

Ирина Хмара
Труд
Фото из открытых источников

Невинная, казалось бы, вещь — выбор символа для обновленной 500-рублевой купюры — обернулась грандиозным конфликтом. Сторонники горы Эльбрус и «Грозного-Сити» сошлись в самой настоящей политической...

Почему в СССР не хотели покупать крабы, треску и минтай, а сейчас хочется, да колется

Марина Крючкова
Труд
Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

Недавно обнаружила, что в нашем супермаркете витрину, где лежат нарезки семги, кеты, форели и горбуши, на ночь (магазин открыт 24×7) запирают. А раньше под замком там держали лишь икру и балык из осетра. Признаться,...

Жизнь 00:01 / 24 Октября 2025 6563
Календарь: 24 октября

В этот день в 1945 году вступил в силу Устав ООН

Труд
Фото: © IMAGO/Sascha Steinach, globallookpress.com

1632 Родился Антони ван Левенгук, нидерландский натуралист, конструктор микроскопов и основоположник микроскопии. 1745 Императрица Елизавета распорядилась завезти в царские дворцы котов для ловли мышей. 1889 Российская академия...

Жизнь 19:01 / 25 Октября 2025 6222
Последняя колонка

В Якутии идет перепись белых медведей

Труд
Фото: © IMAGO/Volker Hohlfeld, globallookpress.com

Хорошо бы встретить столетие на тренажере Столетний юбилей отметил житель Петрозаводска Константин Панов. А 80 лет назад он встречал День Победы в Берлине. После войны на первенстве группы войск в Германии...

В домах столетней постройки исчезают перекрытия, стены, а также силы и средства на их восстановление

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Угол Большой Зелениной улицы и Малого проспекта Петроградской стороны, где в августе прошлого года обрушилась часть дома, обретает контуры аномального треугольника. В отличие от Бермудского, наш треугольник вполне рукотворный....

Как Николай Жарков спасал судостроительный завод «Красное Сормово»

Гузель Агишева
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

75 лет назад, 25 октября 1950 года, на горьковском судостроительном заводе «Красное Сормово» была спущена на воду первая подводная лодка проекта 613. Так в СССР началось строительство самых глубоководных...

По словам аналитика, без него противник не удержит значительную часть территорий на западе ДНР и в Днепропетровской области

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Если вооружённые силы Украины (ВСУ) потеряют город Красноармейск (украинское название Покровск) в Донецкой Народной Республике, то это событие будет сопоставимо с потерей Авдеевки или Угледара. Такое мнение высказал в комментарии для интернет-издания...

Жизнь 00:02 / 14 Ноября 2025 4054
Столицу смыла волна

Осенью петербургские историки традиционно вспоминают грандиозное наводнение, случившееся в городе на Неве осенью 1924 года…

Ирина Смирнова
Труд
Фотографии ЦГАКФФД СПб

В официальных документах об этом осталось мало свидетельств, хотя для Питера и государства это событие имело судьбоносные последствия. «Вода в тот день достигла 380 см выше ординара, что совсем немного уступает...

Командир взвода разведчиков, гвардии лейтенант Василий Марзоев представлен к званию Героя России посмертно

Фото: Telegram-канал губернаторf Северной Осетии Сергея Меняйло

В зоне специальной военной операции (СВО) погиб командир разведывательного взвода 108-го парашютно-десантного полка седьмой десантно-штурмовой дивизии, гвардии лейтенант Василий Марзоев. Об этом сообщил в Telegtam-канале губернатор Северной...

Это эвакуация высокопоставленных украинских или натовских военных, считает Юрий Кнутов

Фото: Назар Фурик/Zumapress.com, globallookpress.com

Задачей группы спецназа главного управления разведки (ГУР) министерства обороны Украины в Красноармейске (украинское название Покровск) в Донецкой Народной Республике была эвакуация каких-то важных украинских военных или офицеров НАТО. Такое...

Противник понёс эти потери в зонах ответственности группировок войск «Север», «Юг» и «Запад»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Север», «Юг» и «Запад» Вооружённых сил России за минувшие сутки уничтожили более 600 украинских боевиков. Об этом сообщила на своей странице в социальной...

Очередная эпопея с хищениями в сфере ЖКХ Петербурга развернулась в Невском районе

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Судя по всему, горожан еще ждут сюрпризы с распилом средств, отпущенных на ЖКХ. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Махинации в государственном казенном учреждении «Жилищное агентство» привели к аресту его директора Андрея Соколова. Октябрьский районный суд отправил фигуранта в СИЗО до 21 декабря. Его и муниципального...

Противник понёс их за минувшие сутки в зонах ответственности группировок войск «Центр», «Восток» и «Днепр»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Центр», «Восток» и «Днепр» Вооружённых сил России за минувшие сутки уничтожили более 750 украинских военнослужащих. Об этом сообщила на своей странице...

Жизнь 18:01 / 18 Октября 2025 2905
Последняя колонка

Проблема бездорожья за двести лет не потеряла свою актуальность

Труд
Фото: © Ilya Galakhov, globallookpress.com

Алмаз размером с яйцо В Мезенском районе Архангельской области при разработке кимберлитовой трубки нашли алмаз размером с куриное яйцо и весом в 340 карат. Как сообщил губернатор Александр Цыбульский, «это...

Жизнь 20:01 / 08 Ноября 2025 2696
Последняя колонка

Саратовские грибники принесли из леса по корзине трюфелей

Труд
Трюфель. Фото: © Gustavo Valiente, globallookpress.com

От такого медведя мало шансов убежать Российские археологи описали новый вид вымершего гигантского медведя, обитавшего на планете примерно 5 млн лет назад. Как сообщил директор Палеонтологического института РАН Алексей Лопатин,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?