МИФЫ КОЧУЮТ ЗА ТАБОРОМ

О цыганах Надежда Георгиевна ДЕМЕТЕР, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук, может говорить бесконечно. Изучение истории цыган, их сегодняшняя жизнь - ее профессия, ее главный интерес, ее судьба. Автор более сорока научных работ, книги "История цыган", вице-президент Международного союза цыганН. ДЕМЕТЕР беседует с корреспондентом "Труда".

- Надежда Георгиевна, если можно, расскажите сначала о своей семье.
- Сама я по национальности цыганка и уже в седьмом классе точно знала, что буду заниматься этнографией, изучать свой народ. Мой отец, доктор педагогических наук (сейчас он возглавляет национально-культурную автономию российских цыган) Георгий Степанович Деметер понимал, что цыгане достаточно закрытый народ и ими может заниматься только человек, погруженный в эту жизнь, знающий обычаи и менталитет не понаслышке.
Мой дед еще кочевал. Он из Австро-Венгрии пришел в Россию в начале века с табором. Занимались изготовлением и лужением котлов и кочевали в поисках рынков сбыта. Бабушка - из украинских цыган, ее семья жила оседло. Она с трудом привыкала к кочевой жизни и все время уговаривала мужа осесть. Дед успешно занимался торговлей, в это время был уже НЭП. И они в конце концов купили дом в Москве.
Детей в семье деда было семеро: три сына и четыре дочери. Все сыновья получили образование. Старший - Петр окончил консерваторию и стал цыганским композитором, его песни и сейчас поют, порой забывая имя автора - считают их народными. Второй сын - Роман - кандидат педагогических наук. Оба брата издали русско-цыганский и цыганско-русский словарь и вторую замечательную книгу - образцы цыганского фольклора. Третий брат - мой отец Георгий - о нем я уже говорила. Две дочери отдали жизнь сцене. Одна 25 лет проработала в театре "Ромэн", другая руководила Ленинградским цыганским ансамблем. Нас всех воспитывали в традициях цыганской культуры, с детства обычаи цыган вошли в мою кровь и плоть.
- А каковы эти обычаи?
- Уже школьницей я знала, что в воскресенье нет ничего важнее, чем навестить бабушку и дедушку. Мои подруги бегали на танцы, в кино. А отец с братьями, женами и детьми покупали цветы, пекли пироги и шли к родителям. Уважение к старшим было в цыганском менталитете. Через Москву проезжали много цыган и все приходили к отцу. Дверь была не заперта, стол накрыт. Цыганам очень свойственны гостеприимство, оптимизм, юмор - без этого, наверное, нелегко было бы переносить трудности их кочевой жизни.
Уже в университете я по крупицам собирала историю цыган. Объездила всю Россию и Европу. Работала в архивах, брала интервью у людей, прежде всего у стариков, которые многое помнили. Я хотела поломать укоренившиеся в обществе стереотипы неправильного, негативного восприятия цыган.
- Да и сейчас сколько угодно можно услышать: цыгане - это вокзал, базар, гадание...
- Увы, это есть. Но мы же не судим о русских и их культуре по бомжам? Мало ли в Москве попрошаек, но говорят почему-то только о цыганках. В Москве более ста гадательных салонов, а если пишут о гадалках, то только о цыганках.
- Люди очень мало знают о цыганах. Откуда они пришли, почему кочевали, чем занимаются?
- Цыгане пришли в Европу из Индии. Это доказано и лингвистами, которые обнаружили сходство хинди с цыганским языком. Они двигались через Персию и Афганистан. Часть свернула в Египет, там живет и сейчас. Но большинство оказалось в Византии. Три века прожили цыгане в Византии, интегрировались в общество, приняли православие (хотя часть из них позже, на Балканах, стала мусульманами). Наверное, не ушли бы из Византии, если бы не крестовые походы. Они бежали от войны, разрухи и голода. Так попали в Европу и в Россию...
Цыгане освоили ювелирное дело, были кузнецами, промышляли лужением, изготовлением котлов. Делали тяпки и другие сельскохозяйственные орудия. Из Индии принесли они искусство гадания. Умели дрессировать животных. Сначала заклинали змей, потом стали ходить с медведями, позже с обезьянами. Помните, как говорил в пушкинской поэме старый цыган Алеко: "Примись за промысел любой, Железо куй иль песни пой, И села обходи с медведем".
- Пушкин в своей поэме создал замечательный трагический образ цыганки, для которой любовь - высшая ценность...
- Внешняя сторона кочевого быта описана Пушкиным очень узнаваемо. Поэтому естественной была мысль, что поэт - а он действительно прожил какое-то время в таборе - описал и внутренние отношения в цыганской семье с такой же достоверностью. Однако это не совсем так. Цыганская семья - патриархальна. Родители решительно протестовали бы против встреч молодых людей. Ведь если бы о цыганке пошла дурная слава, ее трудно было бы выдать замуж. Любовное увлечение на глазах всего табора было просто невозможным. Скорее всего, крепостные цыгане просто не посмели отказать поэту, и он какое-то время находился в таборе. Но увидев, что увлечение его серьезно, отец посоветовал девушке исчезнуть, а чтобы поэт не подумал, что Земфиру от него прячут, объяснил, что она "сбежала с любовником".
Пушкин воспринял этот романтический сюжет буквально и создал миф о ветреных цыганках, для которых любовь - единственная ценность. Поэт возвел цыган на романтический пьедестал, благодаря ему люди стали смотреть на них с симпатией. Так что на поверку не столь уж важны этнографические неточности, куда важнее, каким эхом отозвалась эта история в человеческих сердцах.
- Так же, как отзываются цыганские песни и пляски?
- Цыганское искусство - это особая тема. Цыгане очень музыкальный народ, и выступления на публике - традиционный способ их заработка. Они всегда творили в рамках искусства того народа, среди которого жили.
В России первый цыганский хор был создан из крепостных графом Орловым-Чесменским на исходе XVIII века. Послушать цыган публика съезжалась сначала в дворянские имения, потом в снятые "мирские залы" и, наконец, рестораны "Яр" и "Стрельна". Мы еще помним известные строчки "Что за хор певал у Яра, он был Пишей знаменит, и Соколовского гитара до сих пор в ушах звенит". А сколько замечательных страниц в русской классике посвящено цыганским певицам!
Цыгане адаптировались к русской культуре и пели русские песни в своей цыганской неповторимой манере. Культуре этого пения мы обязаны и появлением в России такого жанра, как романс. Начало расцвету романса положил Алябьев. Триумфальный успех его "Соловья" в исполнение цыганки Тани подстегнул и других сочинителей.
- А как сложилась судьба цыган в советское время?
- Трагически. Как и судьба многих народов нашей страны. Гражданская война сопровождалась голодом и разрухой. Изделия цыган никто не покупал. Что было делать цыганским хорам, когда закрылись рестораны? Кочевники, которые упрямо держались за прежний уклад жизни, нищали. Многие таборы покинули страну. Не обошли стороной цыган и политические репрессии. Традиционно аполитичных кочевников стали арестовывать за "вредительство" и "шпионаж".
Но, как это ни парадоксально, в 30-е годы в рамках "социалистической национальной политики" власти словно напоказ стали развивать цыганскую культуру. В Москве появились три цыганские школы. Был создан театр "Ромэн", цыганская письменность. Организован даже Всероссийский совет цыган, который, правда, курировал... НКВД.
Одновременно советская власть пыталась ломать традиционный уклад цыганской жизни. Кочевников насильственно привязывали к земле, лишали паспортов, облагали высокими натуральными повинностями. Создали 52 цыганских колхоза - естественно, они быстро развалились. В 1956 году был принят Указ Президиума Верховного Совета о запрещении бродяжничества - цыганам "во имя их же блага" просто запретили жить так, как они привыкли. Во время второй мировой войны погибло более 500 тысяч цыган, они стали жертвами холокоста. Понимая, что победа фашистов несет народу гибель, многие цыгане стали вступать добровольно в Красную армию и храбро сражались на фронтах.
- Ну а какова судьба цыган в современной России?
- Увы, незавидная. Они не могут кормиться ремеслом - товарный голод в стране ликвидирован. Стали заниматься торговлей, но не всегда выдерживают конкуренцию с теми, кто уже вписался в рынок. Цыгане ассимилируются, теряют свой язык, культуру. Пять лет назад в нашей стране был принят закон о национально-культурной автономии. Прекрасный закон, он позволяет создать автономию без территории. Но, к сожалению, не работает, потому что никак не подкреплен материально.
Тем не менее только на энтузиазме национальный совет цыганской национально-культурной автономии за эти годы сделал немало. Созданы общества во многих регионах. Вышли два номера газеты, журнал, привлекаем адвокатов, которые бесплатно защищают цыган в судах. Организовали воскресные школы для детей, народный артист Георгий Жемчужный открыл специальный цыганский курс в Государственном институте театрального искусства.
Но в благополучной Европе есть национальные цыганские школы, общества, которые субсидируются правительством, организованы передачи по радио, осуществляются специальные программы по развитию культуры. Парламенты прислушиваются к голосу цыганской общины. Есть в министерствах образования инспектора по проблемам цыган.
Минуло пятьсот лет с тех пор, как цыгане пришли на территорию будущей Российской империи. Мы хотим напомнить, что у этого народа нигде в мире нет своего государства, нет даже представительства, куда бы можно было обратиться при необходимости. От цыганской общины у нас не избираются депутаты в парламент. Между тем в России два миллиона цыган. Целый народ. Очень важно сохранить этот народ как самобытный, со своей яркой национальной культурой, чтобы он не растворился на российских просторах.