НАЧАЛО ПУТИ - СУББОТА

За неделю с небольшим до Пасхи Великий пост фактически заканчивается. Это не значит, что мы перестаем поститься телесно или ослабляем свои духовные усилия, но это значит, что кончилось время, когда мы должны были думать о себе, сокрушаться о своих грехах, очищать душу, искоренять страсти. Пришло такое время церковного года, когда о себе, что бы с нами ни происходило, нужно забыть. В "Триоди постной" в песнопениях службы пятницы шестой недели Великого поста есть такие слова: "Душеполезную совершивши четыредесятницу, просим: Господи, даруй нам видеть и седмицу Страстей Твоих".

Это значит, что те дни, которые остались до Пасхи, эти бесконечно тяжелые, бесконечно длинные дни Страстной недели, мы должны пройти вместе с апостолами. Ведь им тогда легче всего было просто по-человечески закрыться, заснуть, не заметить всего того, что происходило, уйти в себя. Но у них не было такого права, они должны были все, что человеку доступно, разделить со своим Божественным Учителем. Вот так же и мы теперь день за днем должны вместе с апостолами идти вслед за Христом и проживать все, что будет нам даваться каждым церковным песнопением, каждым евангельским зачалом. Это будет больно и трудно, но только так мы сможем достигнуть радости Христова Воскресения.
И начинается этот путь с Лазаревой субботы, с того дня, когда Спаситель воскрешает Своего друга, пролежавшего в пещере уже столько, что запах от него, Лазаря четверодневного, шел трупный. И хотя Христос знает, что чудо будет совершено, но Он плачет о друге, потому что смерть и распад - это всегда ужас и скорбь, это всегда искажение Божиего замысла о мире и человеке. По-человечески скорбя о Лазаре, Господь возвращает его к земной жизни и этим чудом укрепляет апостолов и приготовляет их к тем дням, которые им нужно будет пережить. Уверяет одних (Евангелие говорит, что многие после этого чуда уверовали) и, что парадоксально, вызывает ненависть других, так что они желают убить не только Христа, но и воскрешенного Лазаря, который являл собой свидетельство силы и величия Божия.
На следующий день после совершения этого чуда из Вифании, где жили Лазарь и его сестры Марфа и Мария, Спаситель входит в град Иерусалим. И здесь до конца исполняются древние пророчества о Мессии, о том, что Он будет пророком, первосвященником и царем. И единственный, может быть, раз за все годы Своего общественного служения с такой ясностью Спаситель показывает, что Он и подлинно есть царь Израиля. Он, как было предсказано еще в Ветхом Завете, въезжает в Иерусалим, сидя на молодом осленке. Его выходит встречать весь город, люди кричат: осанна Сыну Давидову! (Мф. 21,9), постилают на дорогу свои одежды, держат в руках пальмовые ветви (мы в России празднуем с веточками вербы, и день этот у нас именуется еще Вербным воскресеньем), быть может, не умом осознавая, а ощущая какой-то глубоко затаенной чистотой и причастностью к святости своего сердца: "Вот она - правда Божия! Вот оно - торжество Мессии! Вот оно - исполнение чаяния Израиля!" Конечно же, народ ждет от Него еще и исполнения торжества над врагами, освобождения от Рима, утоления многовековой обиды за чужеземное притеснение. Однако всего этого не будет, о чем люди еще не знают, поэтому Израиль встречает входящего в Иерусалим Христа как своего царя.
Но Спаситель знает, что те же люди, которые сегодня кричат осанна, через несколько дней будут кричать: Распни, распни Его! (Лк. 23, 21). Он и как Бог, и как человек не может быть соблазняем. Он не ищет этой человеческой хвалы. Своим входом в Иерусалим Господь нам показывает, что есть подлинное царственное достоинство и что есть царственный путь христианина, ибо, как пишет апостол Петр, верующие есть род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего... из тьмы в чудный Свой свет (I Пет. 2, 9). Это не торжество внешней силы, не торжество принуждения, но торжество крестной, идущей на жертву Любви.