08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ ВОЛШЕБНОЙ ФЛЕЙТЫ?

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 19 Апреля 2005г.
Недавно довелось посмотреть два премьерных спектакля в Московском государственном академическом детском музыкальном театре имени Наталии Сац. Громкие скандалы последнего времени вокруг некоторых "взрослых" постановок (чего в этих скандалах больше, истинной сенсационности или пиара, - порой трудно сказать) оттеснили "детские" премьеры на периферию общественного внимания. А ведь работы-то интересные.

Притом такие контрастные! Одна - "Проделки Кота в сапогах" Александра Кулагина - оперетта с веселым сюжетом, понятным публике от 5 до 80 лет, и музыкой в стиле детских песен 70 - 80-х годов. Другая - опера классика ХХ века Мориса Равеля "Дитя и волшебство", написанная знаменитым французом 80 лет назад (и, кстати, никогда в нашей стране не ставившаяся) тоже специально для детской аудитории, но на "взрослом" музыкальном языке, без всякой скидки на неопытность юного слуха. Уже сопоставление столь непохожих спектаклей дает представление о широте творческих возможностей коллектива.
Порадовало и другое: с какой серьезностью относятся создатели спектаклей к своему делу. Сегодня над лозунгом стародавних лет - писать (ставить спектакли, снимать фильмы и т.п.) для детей, как для взрослых, только лучше, - принято потешаться. А вот в театре Сац, похоже, продолжают жить по этому "устаревшему" закону. Во всяком случае, у меня, зрителя младшего дедовского возраста, прямо-таки захватывало дух от роскошных декораций и их постоянных смен (сценограф Роман Рыбас) в "Проделках Кота". Вызвали симпатию и солисты - Михаил Чесноков (кот Мурильо), Ольга Вязникова (кошечка Муретта), Наталья Елисеева (кошка-вамп Ангорка)... Ну а для Тирана-людоеда либреттисты Роксана Сац и Виктор Рябов написали такие смешные реплики, пародирующие стиль сталинских речей, что от них, думаю, не отказался бы и знаменитый комедиограф-сказочник Евгений Шварц.
Что до равелевской оперы, то она потребовала от исполнителей, помимо актерского искусства, настоящей вокальной виртуозности. Ее продемонстрировали Татьяна Ханенко (Принцесса из разорванной книги), Ольга Веселова (Китайская чашка), Сергей Путилин (Английский чайник)... Да и оркестру под управлением Андрея Яковлева здесь выпал шанс сыграть по-настоящему сложную многокрасочную партитуру одного из величайших мастеров оркестрового письма.
Главное же - оба раза театр с немаленьким залом (около 1000 мест) был полон под завязку: малыши, школьники, их папы-мамы, бабушки-дедушки... Ну естественно: зрелище отличное, билеты вполне доступные - не дороже 150 рублей. Как же в наше суровое к некоммерческому искусству время такое может быть? И какой реальной ценой дается?
Вот что рассказала мне Роксана Сац - завлит коллектива и дочь Наталии Сац.
- Сразу после кончины мамы - основательницы Детского музыкального театра - нашлось немало желающих прибрать его к рукам. Еще бы, такое здание! Но при поддержке зрителей и творческой интеллигенции (прежде всего композиторов) театр выстоял. И конечно, благодаря сплоченности коллектива, практически единодушно избравшего своим руководителем Виктора Прохорова, ближайшего сподвижника Наталии Ильиничны.
- Площадь перед театром во время спектакля заставлена иномарками. Значит, состоятельные люди водят сюда своих детей. Возможно, кто-то из них захотел стать вашим спонсором?
- Увы, пока нет. Хотя мы обращались с такими предложениями... Что могло, давало нам Министерство культуры России, а ныне это продолжает делать Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Но по нынешним нормам зарплата даже ведущего солиста оперы не превышает трех тысяч рублей. Если б не помощь правительства Москвы (несколько лет назад оно приняло постановление о регулярном выделении театру средств), вряд ли удалось бы сводить концы с концами. Впрочем, помимо сиюминутных проблем "выживания", нужно ведь думать о будущем. А оно неопределенно. Например, исчерпали свой ресурс чудо-лазеры и прочая светотехника, позволяющая достигать столь необходимых в детских спектаклях волшебных эффектов. Из-за финансовых трудностей прекратила работу существовавшая при театре Детская филармония, благодаря которой юные слушатели знакомились с симфоническими шедеврами Моцарта, Чайковского, Сен-Санса, Прокофьева...
Добавлю к сказанному Роксаной Сац, что есть в театре и творческие проблемы. Благодаря телевидению и компьютерам современный ребенок с ранних лет информационно весьма продвинут, и чтобы спектакли продолжали его удивлять, они должны быть стилистически более разнообразными. Чаще следует обновлять репертуар - пока в нем наряду с яркими композиторскими работами можно встретить и "застрявшие" с советских десятилетий сочинения второразрядных членов Союза композиторов. Имело бы смысл активнее привлекать молодых, одаренных, склонных к эксперименту режиссеров. Балетная труппа пока, мягко говоря, не блещет "звездами"...
Но, безусловно, согласен с моей собеседницей и ее коллегами по театру: прежде всего надо заботиться о сбережении уже имеющегося. А это высокопрофессиональная труппа с обширным репертуаром (20 названий, в том числе оперы "Евгений Онегин", "Волшебная флейта", балет "Щелкунчик"...). Это и действующая система подшефных театру самодеятельных музыкальных коллективов. Это, наконец, здание с его великолепными интерьерами - чего стоит хотя бы зал для бесед о музыке с палехской живописью, словно излучающей неземной свет...
Совсем недавно на "круглом столе" в Союзе театральных деятелей прошло обсуждение примечательно сформулированной темы: "SOSтояние спектаклей для детей". Оказывается, социологические опросы свидетельствуют: дети гораздо больше интересуются театром, чем кино, цирком и даже аттракционами. Но другой вопрос - качество спектаклей, слишком часто оно оставляет желать лучшего. Увы, многие дяди и тети подходят к детским антрепризным постановкам как к чисто коммерческому предприятию. Отсюда наспех перелицованные из популярных мультфильмов всевозможные "Винни-Пухи", "Бременские музыканты" и прочие поделки, исполняемые в каникулярное время по 4 - 5 раз в день. В большинстве же стационарных театров проблемы те же, что в Детском музыкальном: талантливые постановщики есть, но остро не хватает средств.
Хочется задать вопрос: почему в 20-е годы прошлого столетия правительство разоренной тогда России считало долгом открывать новые театры для детей и финансировать их, а сегодня при возрастающем потоке нефтедолларов эти театры подчас оказываются на волосок от гибели?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников