ПТИЧИЙ РЫНОК, ПТИЧИЙ РЫНОК, ХОРОШИ У НАС ДЕЛА?

Мясной голод давно уже не угрожает России - прилавки вроде бы ломятся от вырезки, колбас и окороков. Однако из-за постоянного ползучего роста цен на "красное" мясо для многих наших соотечественников мясо домашней птицы постепенно стало чуть ли не единственным источником белковой пищи. И в этом смысле обыкновенная курятина приобретает особый стратегический смысл. Мясо птицы превратилось в продукт социальной значимости.

Потребительский бум на курятину возник еще в 90-х годах, когда наши рынки стали заполняться ножками и крыльями зарубежного происхождения. Потом наш покупатель очень быстро сообразил, что откормленные химикатами американские и европейские бройлеры не так вкусны, как наши. Но где они, наши? И вот совсем недавно мы стали вдруг замечать, что в мясных рядах рынков и супермаркетов вместо неестественно жирных "ножек Буша" все чаще стали попадаться аккуратные тушки отечественных куриц. Они совсем не напоминают тех синих плохо общипанных задохликов, которых когда-то предлагала советская торговля. "Новая русская курятина" выглядит аппетитно, опрятно и, что совсем непривычно, предлагается она в достойной упаковке.
Одним словом, что-то удивительное произошло в "курином царстве" - налицо очень серьезные перемены в нашем многострадальном АПК. Как удалось вытеснить с прилавков "ножки Буша", кто мешает развитию нашего птицеводства и чего ждать нам от отечественного производителя в ближайшие годы? Обо всем этом с читателями "Труда" делится Иван ОБОЛЕНЦЕВ - руководитель группы компаний "Оптифуд" и один из учредителей Ассоциации операторов российского рынка мяса птицы.
Группа компаний "Оптифуд" занимает уникальное место на рынке: она - один из крупнейших поставщиков импортного мяса птицы на отечественный рынок и одновременно активно создает собственное производство в России. Это положение и позволяет руководству холдинга отслеживать баланс и дисбаланс интересов как импортеров, так и национальных производителей.
Как рассказал нам Иван Александрович, основной рывок в развитии отечественного птицеводства произошел в 2003 году, когда правительство ввело квотирование поставок импортного куриного мяса. С тех пор рынок задышал, у нашего производителя появилась возможность конкурировать с Западом и развивать собственное производство. Уже сейчас можно смело говорить о появлении у российских птицеводов своего производственного лобби. Особенно заметны на рынке прежде всего бройлерного направления крупные агрохолдинги Северо-Западного региона, Белгородской, Ростовской областей и некоторые другие. Повышается роль союзов производителей, таких, как "Росптицесоюз" и Ассоциация операторов российского рынка мяса птицы. Именно эти структуры должны стать реальной опорой участникам "птичьего рынка", ведь они владеют информацией, а значит, могут влиять на ситуацию.
И все же бурному росту российской пищевой промышленности мешает немало факторов. Один из главных - нехватка инвестиций и кредитов. Подсчитано, что для увеличения мощностей по производству мяса бройлеров на 1 тыс. тонн в год надо привлечь инвестиции в размере около 1 млн. долларов. Это немалые средства, которые могут быть мобилизованы только крупными агрохолдингами России. Наши производители птицы готовы кредитоваться в российских банках, но так получается, что порой иностранные займы обходятся дешевле. К тому же в России такие услуги предоставляют лишь несколько крупных банков. Только они могут себе позволить выдавать кредиты на 3-5 лет, а именно на такой период они нужны для инвестиций в птицепром. Впрочем, и иностранцы не спешат с "длинными деньгами" в наш АПК. Понять их можно, ведь при сегодняшнем состоянии сельского хозяйства далеко не все российские компании могут предоставить реальное обеспечение кредитов. Тем не менее с птицеводством ситуация все же лучше, чем с другими отраслями животноводства, в которых сроки окупаемости и возврата кредитных ресурсов существенно выше.
Иван Оболенцев - представитель частного капитала, но его твердое убеждение, что развитие отрасли возможно только при усилении государственного регулирования и поддержки отрасли. Конечно, предприниматели отдают себе отчет в том, что у страны сейчас недостаточно ресурсов для того, чтобы увеличить вливания в сельское хозяйство, к примеру, в 10 раз. Да они и не этого ждут от государства. Их просьба куда скромнее: пожалуйста, не меняйте правила игры. Принимайте логичные и прагматичные решения, не действуйте в угоду политической конъюнктуре, иначе мы разменяем на это все наши сегодняшние, пока что очень небольшие достижения. Пока статистика упрямо регистрирует устойчивый подъем птицеводческой отрасли за последние три года, так давайте и дальше поддерживать ее, совершенствуя механизмы ее регулирования.
Ведь известно, что Министерство экономического развития и торговли и главный покровитель АПК в России - Министерство сельского хозяйства серьезно расходятся во взглядах на стратегию развития отечественного птицепрома. В частности, Герман Греф и его ведомство хотят ежегодно увеличивать размер квоты на импортное мясо птицы, тогда как министр Минсельхоза Алексей Гордеев вместе с участниками рынка настаивает на уменьшении этой квоты. МЭРТ обосновывает свою позицию ценовой ситуацией на рынке, а также требованиями со стороны западных торговых партнеров, которые ставят ежегодное увеличение квоты условием приближения срока вступления России в ВТО. Не слишком ли высокая цена за вступление в эту международную организацию?
Минсельхоз и видные представители мясного рынка давно нашли общий язык и ратуют за усиление тарифного и нетарифного регулирования отрасли, чтобы поддержать отечественного производителя. Времена дикого рынка прошли, и сегодня многие умные бизнесмены понимают, что без государственной корректировки просто беда. Но при этом решения по изменению тех или иных норм и правил должны приниматься публично, а главное, в их разработке должны принимать участие профессионалы. А именно с этим сегодня большая проблема.
Взять, к примеру, страны ЕС. Там происходит практически моментальная реакция на ситуацию на рынке. Их товаропроизводители, особенно сельхозпредприятия, надежно и цивилизованно защищены своевременными мерами внешнеторгового регулирования. На принятие решений там уходят дни, у нас же, как в случае с птицеводством, годы. При этом не факт, что решения правильные. Устраним этот дисбаланс, приведем в надлежащий вид свою торговую политику - и инвестиции пойдут в сельское хозяйство еще активнее.
А потенциал развития отрасли колоссальный. Динамика производства в ней весьма обнадеживающая. По некоторым оценкам, это более 10-12 процентов в год. Если сохранить хотя бы достигнутые темпы, то уже через 5-6 лет наш птицепром сможет накормить все население России качественным отечественным мясом птицы. Сегодня емкость рынка мяса птицы в России без учета возможности экспорта в страны СНГ составляет порядка 2,4 млн. тонн в год. Пока что страна обеспечена собственным производством на 60-65 процентов, остальное мы вынуждены докупать. А ведь эти 35-40 процентов и есть тот резерв, который в будущем мы могли бы производить сами. Вот почему производители за ежегодную корректировку импортной квоты в сторону ее понижения на основе объективной информации о состоянии внутреннего рынка.
По мнению Ивана Оболенцева, государству пора наконец расставить приоритеты: или возрождение отрасли (в этом случае необходима жесткая прагматичная внешнеторговая политика), или игра по чужим правилам, диктуемым нашими западными торговыми партнерами. В последнее время эти вопросы обсуждались и в Думе, и в Совете Федерации, и в правительстве. Вроде бы везде поддержка и понимание есть. Приняты соответствующие обращения и заявления в правительство. Но, как выясняется, у нас есть еще одна "ветвь власти" в виде Минэкономразвития, которое ведет собственную политику.
Непонятно, удивляется Оболенцев, почему в принятии решений, касающихся агропромышленного комплекса, ведущая роль принадлежит не Министерству сельского хозяйства, а ведомству Грефа. Сконцентрировав у себя в руках огромные полномочия, МЭРТ превратилось в "отдельное правительство" и совершенно не считается с интересами отечественного производителя.
На свой страх и риск предприниматели "возвращают жизнь" в целые сельскохозяйственные районы и области. Тысячи людей в регионах получают работу, наполняют наши прилавки качественными продуктами. К примеру, компания "Оптифуд" вложила более 10 млн. долларов в бездействующий птицеводческий комплекс в Ростовской области и планирует вложить еще 12. Оснастила его современным технологическим оборудованием, произведенным в Нидерландах и Германии. Для консультаций по кормлению и ветеринарии привлекаются иностранные и российские специалисты. Постоянно осваивается новая техника, ведется переподготовка и повышение квалификации персонала. В марте текущего года компания запустила один из самых крупных и современно оснащенных в России цехов по убою и переработке птицы. По предварительным расчетам, годовой объем продукции к концу 2006 года достигнет 30 тыс. тонн. Люди на селе поверили в возможность возрождения. И почему их жизнь и благосостояние теперь должны зависеть от "межведомственных разборок", от которых трясет всю сельскохозяйственную отрасль?
Весь "цивилизованный мир", к которому так любят апеллировать наши либералы, горой стоит за свой АПК, правительства США и стран ЕС - реальные и эффективные игроки в этом секторе экономики и помощники. Все это результат продуманной и обоснованной государственной политики европейских стран по отношению к своим сельхозпроизводителям. Вот в этом и надо брать с них пример.
Конечно, в ВТО надо вступать, считает Иван Оболенцев, но только когда мы будем к этому готовы. При этом многим отраслям нужен длительный (некоторым более 10 лет) адаптационный период. Для начала надо организовать государственную поддержку отраслей национальной экономики, создать условия, когда российские банки будут кредитовать реальный сектор экономики дешевыми и длинными (например как в ЕС) деньгами, привести заработные платы к соответствующему уровню, разработать достойную торговую политику. Пока же нет уверенности, что наши торговые партнеры из ЕС или США горят желанием предоставить свои рынки для наших товаров и зафиксировать для них определенный уровень ввозных таможенных пошлин, объемы реализации.
Простой пример: несколько дней назад подписано межправительственное соглашение Россия - США "о торговле некоторыми видами мяса птицы, говядины и свинины", которым предусматривается увеличение действующей квоты по мясу птицы к 2009 г. с 1050 тыс. до 1252 тыс. тонн. Одновременно предлагается разрешить внеквотный ввоз в Россию мяса птицы, причем пошлина, которой будет облагаться сверхквотный импорт, станет постепенно понижаться. Вряд ли принятие такого документа поможет реализации целей, закрепленных в правительственном постановлении "О мерах по защите отечественного птицеводства". Скорее наоборот, такие соглашения явно подрывают интересы российских сельхозпроизводителей, а следовательно, и национальные интересы нашей страны. Как в таких условиях добиться самообеспечения России продовольствием? Россия рискует очень многим, если будет воплощен в жизнь распространенный в определенных кругах популистский лозунг о том, чтобы досыта накормить россиян дешевой заграничной едой. Это еще один шаг к упорно навязываемой Западом схеме "сырье в обмен на продовольствие".
Иными словами, такие действия могут нанести реальный и серьезный ущерб российскому сельскому хозяйству, лишив источника существования многих из почти 30 млн. человек, работающих в агропроме и пищевой промышленности. Куда денутся все эти люди, лишившись работы?
Кстати, сразу после подписания упомянутого выше соглашения правительство США объявило о своем решении оставить в силе еще на пять лет антидемпинговые ограничения на импорт стальной продукции из России. И никакие международные соглашения здесь не помеха.
Вступая в ВТО, мы переходим в совершенно иной рынок и идем туда не на год и не на два. Так и решения нужно принимать продуманные, чтобы потом не пришлось жалеть о допущенных ошибках.