03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"ЗОЛОТАЯ МАСКА" ПУСТИЛА СЛЕЗУ

Бирюков Сергей
Статья «"ЗОЛОТАЯ МАСКА" ПУСТИЛА СЛЕЗУ»
из номера 069 за 19 Апреля 2006г.
Опубликовано 01:01 19 Апреля 2006г.
В понедельник вечером на Новой сцене Большого театра состоялась торжественная церемония вручения национальной премии "Золотая маска". Гран-при в номинации "Драматический театр" получили два московских спектакля: "Три сестры" в постановке Петра Фоменко и "Шинель" режиссера Валерия Фокина. Гран-при музыкального театра уехал вместе с оперой "Путешествие в Реймс" в Северную Пальмирук Валерию Гергиеву.

В течение 20 дней Москва принимала театральные коллективы из Петербурга, Омска, Челябинска, Перми, Новосибирска, Абакана, Кызыла, Улан-Удэ, Красноярска, Екатеринбурга. Оба жюри стонали от перегрузок: музыкальное - под руководством балетмейстера Владимира Васильева и драматическое - во главе с худруком Молодежного театра Алексеем Бородиным.
ЖЮРИ РАСХЛЕБЫВАЕТ КАШУ
Честно сказать, мы им не завидовали. Ведь именно жюри приходилось "расхлебывать" кашу, заваренную экспертами-отборщиками. Зачем, к примеру, из Омска выбрали для форума целых три драматических спектакля, из них два одного режиссера Евгения Марчелли: "Вишневый сад" и "Фрекен Жюли", оба отнюдь не шедевры? В Москве то же самое - выдвинули сразу две постановки Кирилла Серебренникова: "Лес" и "Изображая жертву", причем во втором спектакле половина текста состоит из мата...
Главный девиз фестиваля "Традиции и новации" тоже требует уточнения. Тем более когда экспериментируют с классикой. А таких "смелых" спектаклей в ходе "Маски" мы насчитали девять. Причем под режиссерский нож в основном попадали Островский, Чехов, Горький...
На последних "Золотых масках" мы заметили: если режиссер обладает глубоким мировоззрением, то в поисках новых художественных форм он никогда не отвергает жизнь человеческого духа на сцене, обязательно вглядывается в человека, исследует его судьбу. По этой причине и подкупил спектакль Петра Фоменко "Три сестры", хотя, на наш взгляд, он получился излишне тяжеловесным. А скупой обычно на похвалу худрук Александринки Валерий Фокин, принимая приз за лучший спектакль малой формы, признался, что если бы роль Башмачкина не играла Марина Неелова, то не видать бы ему "Маски", как своих ушей. Правда, в номинации "Лучшая женская роль" прима "Современника" уступила первое место Алисе Фрейндлих, блистательно исполнившей моноспектакль "Оскар и Розовая дама". Стоит также сказать жюри отдельное спасибо за то, что оно вручило приз за лучшую мужскую роль Василию Бочкареву, блистательно сыгравшему Прибыткова в достаточно традиционном, но психологически сложном спектакле "Последняя жертва", доказав тем самым, что необязательно ставить Островского с ног на голову.
Надо сказать, что на этот раз питерские спектакли ни в чем не уступали московским, а по части поиска новых форм были даже на голову выше. Так, Формальный театр Андрея Могучего сразил наповал московских критиков авангардным спектаклем "Между собакой и волком" по роману Саши Соколова, после чего "акулы пера" отдали свой приз ему.
"НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА" И НЕ ЗАМЕТИЛИ
В отличие от драмы, где провинции в целом удается героически держать паритет со столицами, музыкальный театр свидетельствует о явном превосходстве последних. Поставить на широкую ногу оперу или балет - слишком дорогое удовольствие. В самом деле, как провинциалам тягаться с двумя монстрами - Большим и Мариинским театрами? ГАБТу по силам заполучить звезду мировой оперной режиссуры Роберта Уилсона, который ставит образцовый по стилистической выстроенности спектакль "Мадам Баттерфляй" (к сожалению, не отмеченный на фестивале). А при Мариинке - ее "главный козырь" в лице дирижера Валерия Гергиева, человека фантастического артистизма и поистине проломной энергии, предложившего нынче вагнеровскую глыбу - "Тристана и Изольду", а наряду с тем - изящнейшее россиниевское "Путешествие в Реймс".
Большой к тому же представил единственную на всем смотре современную оперу - "Дети Розенталя", чем точно поставил себя вне конкуренции. При всех претензиях к качеству произведения жюри сочло нужным отдать дань пионерскому начинанию "главного театра страны".
Притом арбитры "не заметили" нравственно благородную (редчайшее нынче качество) работу театра "Геликон-опера" - спектакль "Упавший с неба" по опере Прокофьева "Повесть о настоящем человеке", возникший в год 60-летия Победы не по разнарядке сверху, а по зову сердца.
Немало любопытного предложили регионы. Башкиры, например, решили в год Моцарта обзавестись собственной "Волшебной флейтой". Пригласили немецкую постановочную команду, и многое получилось талантливо - особенно работа русского по происхождению художника Евгения Иванова (жаль - жюри "проспало" и этот спектакль). К сожалению, во многих провинциальных работах интересная творческая идея разбивалась о недостаточное качество, а то и непрофессионализм исполнения. Так, например, новосибирцы попытались превратить "Севильского цирюльника" в... оперетту. Как классно могло бы все получиться, если бы к замечательной сценографии и костюмам художницы Яны Штокбант приложились хорошее пение и качественная аранжировка!.. Тем более непонятно, чем руководствовалось жюри, отметив провальную практически по всем параметрам (прежде всего бездарную по музыке) постановку "Ночь открытых дверей" из Екатеринбурга.
Примерно тот же расклад, что и в опере, повторился "в области балета". Здесь тоже блеснули оба "императорских" театра (жюри отдало предпочтение "Сну в летнюю ночь" Джона Ноймайера в Большом). И тоже с интересной, хотя не бесспорной заявкой выступил провинциальный коллектив - красноярский балет, чей "Ромео и Джульетта" в версии Сергея Боброва соединяет традиции Григоровича со стилистикой эстрадного, мюзикльного танца. Увы, арбитры, "развернутые" преимущественно в сторону столиц, его проигнорировали.
Ну и замечание напоследок. Мы не знаем, случайно это получилось или нет, но репертуар фестивальной афиши оказался удручающе серьезным, можно даже сказать, что у "Маски" нынче - трагическая мина. Будущий экспертный совет должен все-таки больше думать о жанровом разнообразии спектаклей, не все же зрителям плакать...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников