05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЗЯТЬ "ПАЛЬЧИКИ" У РАФАЭЛЯ

ДУБЛИ ПУШКИНА
- Как вышло, что офицер милиции занялся не свойственным ему делом?
-

ДУБЛИ ПУШКИНА
- Как вышло, что офицер милиции занялся не свойственным ему делом?
- Я дружил со многими художниками. С одним из них, к тому же страстным коллекционером, я познакомился еще в 1969 году. Он делал копии с картин известных мастеров, мог за неделю на два столетия состарить не только живописный слой, но и холст с подрамником. От него я узнал, почему запрещено снимать копии в залах московских музеев, чтобы не было соблазна заменить хорошей копией подлинник.
Вместе мы часто посещали мастерскую художника Юрия Павлова, работавшего над полотном "Нет повести печальнее на свете" (сейчас оно находится в Третьяковке). Павлов охотно позволял снимать копии со своих полотен. Приятель при мне снял сразу две копии с небольшого портрета Пушкина. А спустя месяц Павлов позвонил мне и пожаловался, что не может найти свою работу, и попросил узнать, не унес ли ее мой знакомый вместе со своими копиями.
- Унес?
- В мастерской товарища я обнаружил четыре портрета Пушкина. Две копии он снимал в мастерской, значит, еще одну он сделал позже. А, может, это все копии, и павловского оригинала тут нет? Мне захотелось проверить свою гипотезу, что подлинник можно определить по оставшимся на нем отпечаткам пальцев художника (тем более что масляная краска легко закрепляет любое прикосновение).
ЧЕТКИЕ ПАЛЬЧИКИ
- Неужели никто прежде не пришел к этой же мысли?
- В 1987 году бригада из МВД СССР комплексно проверяла карагандинскую школу милиции. Там я познакомился с очень интересным специалистом с кафедры криминалистики. Он снял с меня отпечатки, вдавив мои пальцы в массу, напоминающую пластилин. А назавтра принес готовую модель моей руки. Она оставляла отпечатки пальцев абсолютно идентичные моим. Экспертиза в Караганде и в Москве подтвердила схожесть. Когда этот изобретатель попытался подать заявку на свое ноу-хау, ему было отказано. По мнению комиссии, изобретение не отвечало условиям: новизна и полезность. Но никому прежде не удавалось воссоздать руку по отпечаткам пальцев. В криминальных же кругах это изобретение вызвало бы больше переполоху, чем гиперболоид инженера Гарина: сколько уголовных дел можно было бы сфабриковать!
- Совпадал лишь "рисунок"?
- Автор идеи объяснил мне, что если кончики пальцев модели потереть о волосы или даже подкладку головного убора, то совпадут не только отпечатки, но и пото-жировой, точнее, химический анализ. Если отпечатки с поверхности полированного стола или стакана вовремя не откатать, они исчезнут. Но если "пальчики" останутся на свежей краске - они по существу вечные.
Но вернусь к натюрморту Павлова. Если там есть отпечатки, то они должны совпасть с теми, что на подлиннике портрета Пушкина. Звоню знакомому криминалисту. Тот перезванивает через три недели. На одном из портретов обнаружено три отпечатка, совпадающих с отпечатками на натюрморте. Везу все четыре портрета к Павлову. И он... безошибочно выбирает среди них свою работу - ту, которую установила криминалистическая экспертиза.
- Вам удалось найти поддержку своему изобретению в искусствоведческих кругах?
- После того эксперимента мне не давала покоя мысль поискать "пальчики" на полотнах Рембрандта, Тициана, других великих живописцев. Составить картотеки на всех художников, по возможности, посмертно дактилоскопировать их и поискать отпечатки на спорных картинах.
- Голова кружилась от открытий, которые могли бы перевернуть весь художественный мир с ног на голову!
- Но с распадом СССР закончилась моя милицейская карьера. Я устроился в ЦПКиО им. Горького. Стал посещать вернисажи и изучать литературу по живописи. А тот знакомый коллекционер эмигрировал в Германию. Прислал мне открытку и фото, где он запечатлен с семьей на фоне того самого портрета Пушкина, вернее его копии.
ПОДЛИННИК ЦИОЛКОВСКОГО
- Что заставило вас вернуться к давней идее?
- Уже в 2000-е годы я опубликовал статьи в специализированных изданиях. Ко мне обратился следователь следственного отдела ОВД "Бибирево" Кирилл Солнцев. Он рассказал, как попытался, используя мой метод, установить подлинность картины, хранившейся у них дома. По словам его бабушки, полотно принадлежало кисти Константина Циолковского. Якобы сам Циолковский подарил эту работу их семье, с которой был дружен. Солнцеву удалось найти отпечатки на красочном слое картины. Оставалось только доказать, чьи это пальцы. В калужский музей авиации и космонавтики был сделан запрос. Увы, отпечатков Циолковского нигде не сохранилось.
- Но на ваши исследования обратили внимание не только коллеги, но и музейщики?
- Меня пригласили на конференцию в Третьяковскую галерею. Там обсуждались вопросы экспертизы произведений живописи. Я подробно рассказал о своей гипотезе. Я твердо знал, что отпечатки пальцев должны встречаться на полотнах, но меня интересовал вопрос: почему они не берутся в расчет и никем даже не упоминаются? Меня поддержали специалисты. Они подтвердили, что следы пальцев можно найти на работах многих старых мастеров. Кто-то заявил, что на одном из полотен Рембрандта, который отличался фактурным мазком, есть полный отпечаток ладони.
- Я объяснял, каким образом сбор информации об отпечатках пальцев на бесспорных картинах художников может пролить свет на авторство спорных работ, "украшенных" такими же или иными отпечатками. Мои доводы многим показались убедительными.
- Вы находили иные подтверждения своей гипотезы?
- В СМИ проходила информация о продаже "Черного квадрата" Малевича. Прежде на торги выставлялось аж 35 якобы подлинных "Квадратов". Но, как выяснилось, эта картина имеет своеобразный автограф автора - отпечатки его больших пальцев. Они были обнаружены при тщательной экспертизе. В том, что это отпечатки Малевича, сомнений не было. Художник был арестован в 1935 году НКВД и дактилоскопирован.
А накануне Нового года мой товарищ привез из Мюнхена буклет с фотографией картины "Мадонна с гвоздикой", принадлежащей Леонардо да Винчи. Немецкие специалисты установили, что на красочном слое есть отпечатки пальцев, возможно, принадлежавших великому итальянцу...
БУДЬ БДИТЕЛЕН!
Фальшивки "от классиков"
Антикварный рынок России наводнен фальшивками. Только Айвазовского насчитывается около 60 000 полотен. По слухам, одна из этих работ даже попала в коллекцию Путина. Но художник хоть и был плодовит, за свою жизнь физически не смог бы написать столько.
Евгений Кошкин недавно предпринял еще одну попытку напомнить культурной общественности о своем изобретении. Однако точная идентификация работ известных, а главное, дорогих художников невыгодна, похоже, сейчас ни антикварам, ни государственным музеям. Ведь большая часть подлинных полотен может оказаться искусной подделкой. А это скандалы на весь мир, огромные финансовые потери и, возможно, уголовные дела...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников