Зритель привык видеть ее сильной. А в жизни она — разная. Но прогибаться под изменчивый мир Ирина Апексимова точно не станет
Зритель привык видеть ее сильной. А в жизни она — разная. Но прогибаться под изменчивый мир Ирина Апексимова точно не станет. Кончилось в России кино — поехала искать его в Америку. Прошла любовь с МХАТом — решила создать свой театр. Сама себе актриса стала еще и сама себе продюсером. Четыре антрепризных спектакля «от Апексимовой» уже стали частью истории. На очереди — пятый...
— Ирина, экранный образ у вас сложился вполне определенный — сильная женщина, жесткая, властная. Насколько ошибаются режиссеры, видя вас такой?
— В чем то, конечно, я достаточно сильный и жесткий человек. В
— Вы молча с ними соглашаетесь или пытаетесь бороться?
— Я пыталась
— Нет, говорить можно что угодно. Но вы же являетесь продюсером своих спектаклей, вольны играть все что заблагорассудится. Значит, можете продемонстрировать настоящую Апексимову.
— Но аудитория сериалов и театральная аудитория — это две большие разницы. Те, кто видел меня на сцене, уже
— И ждут от вас «День рождения Буржуя»?
— Ну конечно.
— Можете сказать, что стали заложницей телевизионного образа и с этим смирились?
— В
— Во МХАТе у вас же были разные роли?
— Да, разные. И для меня это было прекрасное время. Мы были
— Во МХАТе вы служили десять лет и ушли, я так понимаю, после смерти Ефремова.
— До. За полгода до смерти.
— Почему же ушли?
— Да там по профсоюзной линии с дирекцией была история — дурацкая совершенно. Глупость, просто глупость. Ефремов создал профсоюз актеров МХАТа, потом профсоюз стал неугодным. А я была его лидером — мне Олег Николаевич приказал возглавить его. Началась
— А для чего Ефремов его создал?
— Он хотел иметь профсоюз, который будет отстаивать права актеров перед дирекцией. Но это была утопическая идея с самого начала.
— А вы ею загорелись? И натворили дел?
— Нет, я ею не загорелась — меня даже в комсомол приняли последней, я никогда не относилась ни к каким организациям. Просто мне сказали: давай, Ирочка, ты у нас молодая — а мы будем помогать: И ничего такого я не натворила. Мне говорили
— Десять лет вы жили по четкому графику: репетиция — спектакль, репетиция — спектакль. И тут — пустота...
— Да, абсолютная свобода. Не помню, что тогда чувствовала, но не думаю,
— Стали судорожно звонить режиссерам, вспоминать старые связи?
— Никогда в жизни. Знаете, как у Булгакова, «сами придут и сами дадут»: Нет, я помню, что меня тогда спас фильм «Империя под ударом», где я снималась. Был еще спектакль один антрепризный, в котором я работала. И
— Теперь у вас свое театральное дело. Вы — вершина треугольника под условным названием «Антреприза Ирины Апексимовой». Если вспомнить ваш сложившийся экранный образ
— Не могу так сказать, слава богу, да и не нравится мне это слово. Абсолютно.
В
Нет, у меня все не просто так — у меня всегда большая история. Скажем, в «Декамероне» был Виктюк, я и трое никому не известных артистов. В «Кармен» был Виктюк, я и 18 никому не известных актеров. В «Веселых ребятах» был Харатьян, Богушевская, я и 57 никому не известных актеров:
Вывод тот, что я ни о чем не жалею. Ни одной секунды. Конечно, все это сложно. Конечно, сразу зрители не приходят, не несут свои кровные, когда видят четыре известные морды на афише. Но сарафанное радио все равно работает, и люди узнают, что я делаю качественные спектакли.
— То есть как платье от Армани, есть спектакль от Апексимовой?
— Раньше так и было. Но уже четыре года я ничего нового не делала, поэтому сейчас, наверное, нужно все начинать заново.
— В спектакли вкладываете свои кровные или берете деньги у спонсоров?
— Свои кровные. Чтобы расплатиться за «Веселых ребят», скажем, продала машину. А так беру кредиты в банке, своими гонорарами в кино их оплачиваю. Сейчас на новый спектакль опять взяла.
— Почему же сумма подходящая не накапливается?
— Я не умею копить. И не столько зарабатываю, чтобы можно было
Ведь успешные бизнесмены — те, кто считает каждую копейку. Я не умею этого делать. Хотя знаю, что самые богатые люди — те, кто приходит в кафе и спрашивает: «Сколько стоит у вас кофе?» Они еще и своим работникам стараются платить гроши. А кому не нравится — на выход.
Нет, я так не могу. Скажем, у меня есть коллектив музыкантов, с которыми я работаю сольный концерт. Я понимаю, что они — высокого класса профессионалы. Для того чтобы они со мной работали, я им должна платить хорошую зарплату. И зачастую это бывает в ущерб собственным доходам. Но для меня так правильно, так надо.
— Если взять только экономику, все ваши антрепризы были прибыльными?
— Нет. В плюсе были только «Декамерон» и «Кармен». «Дама с камелиями» — спектакль не получился, мы сыграли его раз десять всего. «Веселые ребята» были бы в плюсе, если бы не случилось несчастья с декорациями, которые просто на складе под дождем сгнили. После той истории я закрыла вообще все спектакли, для меня это стало очень серьезным стрессом. Теперь начинаю все с нуля.
Ирина Апексимова
Родилась в Волгограде.
В 1986 году поступила в
С 1990 по 2000 год — актриса МХАТ им. Чехова.
Избранная фильмография: «Лимита»,
Не замужем, воспитывает дочь.