Цензура XXI века: в Испании запрещают «Красную Шапочку»

Под давлением общественников из испанских библиотек изымут более 200 художественных произведений

Сказка про «Красную Шапочку» и другие классические произведения для детей могут исчезнуть из библиотек Испании. Организация под внешне миролюбивым названием «Ассоциация пространства и досуга» провела ревизию библиотеки школы «Табер» в Барселоне на предмет «скрытого сексизма». В итоге учреждение лишилось около 200 книг, пишет The Guardian. Как минимум две библиотеки страны уже вдохновились заразительным примером. 
 
Как уверяют ретивые активисты, обнаруженная литература не несёт педагогического смысла и вообще пропагандирует неравноправие полов. Привлечённые специально эксперты умудрились изучить персонажей 600 книг и найти в 30% произведений «сексистские» фразы. 
 
Среди известных вещей под нож попали «Красная Шапочка», «Спящая красавица» и легенда о святом Георгии. Акцию планируется распространить и на другие образовательные учреждения столицы Каталонии. 
В родительском комитете школы горячо поддержали перетасовку библиотеки. «Общество меняется и становится более внимательным к равенству полов, но сказки этого не отражают», - сказала изданию El Pais представитель родительского комитета Анна Туцо. По тем же причинам досталось и легенде о святом Георгии. По сюжету воин убивает змия и спасает принцессу. А День святого Георгия празднуют в Испании 23 апреля: к кануну праздника общественники задумали привезти в школу современную поделку, в которой воина заменили на некую Георгину. 
 
С Туцо солидарна её коллега Элсель Клюзелла. «Традиционная литература иллюстрирует гендерные стереотипы, и хорошо бы иметь книги, которые их сломают», — цитирует её слова The Guardian.
К счастью, столь суровой проверке подверглась литература для детей до 5 лет. Книги для ребят от 6 до 12 лет также не обойдутся без надзора общественников, но на полках издания пока задержатся: с  шести-то лет всяко проще отличить «принижающие девочек» фрагменты, считают испанские «макаренки». 
 
«Я долго пыталась понять, что же в этой сказке не так? Может быть то, что беспечным родителем, отправившим ребёнка к бабушке через лес оказался не папа, а мама? Или то, что съели не дедушку, а бабушку? Или то, что главным злодеем оказался самец, а не самка волка?», - рассуждает в своей колонке обозреватель Юлия Витязева. 
 
И ведь правда: какая сказка сегодня не возбудит так называемых феминисток? Или уже не «так называемых», а самых настоящих? Если борьба с вековыми сказками и легендами сегодня означает феминизм и гражданственность, то впору задуматься насколько нужен такой феминизм и нужна ли такая гражданственность. Рассказы с пелёнок про «георгин» и умалчивание оригинального сюжета легенды породит поколение не помнящих родства. Жертвы подобного воспитания вряд ли станут разбирать что в сказании первично – Георгина или Георгий. Верная дорога к искажённому представлению о культуре своего народа.  
 
Всегда легко собраться в кучу и начинать травить окружающим про мораль и корректность. Заканчивается такое обычно поганой цензурой. Сложнее строить свою жизнь, воспитывать своих детей, зарабатывать деньги, заниматься творчеством. 
 
«Они говорят «мы учим женщин иметь своё мнение». Но на самом деле они учат заставлять принять любую сказанную тобой глупость только потому, что в противном случае они объявят это сексизмом. Как это было в случае с рекламой Reebok», - отмечает Витязева. Тут напомним: в феврале российское отделение Reebok опубликовало в соцсетях слоган «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо». После бучи в Сети картинки удалили. 
 
Цензура касается не только гендерных тем в литературе. Так, в 2011 году в Штатах решили переиздать романы Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна». Автор называет своего персонажа негра Джима, собственно, «негром». Специалист по творчеству Твена Алан Гриббен насчитал 219 «неполиткорректных» слов в книжке про Гека Финна, в романе о Томе Сойере их оказалось 4. Впрочем, десятки школ США исключили произведения из программ, не дожидаясь столь кропотливых изысканий. 
 
Непорядочно было бы умолчать и о цензуре на почве российской. Вот один пример. Осенью 2017 года из-за угроз «православных» активистов сеть «Синема парк» и «Формула кино» обратилась в полицию. Показ фильма Алексея Учителя «Матильда» пришлось отменять, рукводство кинотеатров решило не рисковать безопасностью зрителей. Можно, конечно, сказать: государство здесь рядом не лежало, активисты «сами виноваты». А лежало: как ни крути, общественный климат во многом формируют власти. Особенно в тех странах, где у общества нет эффективных рычагов для контроля за чиновниками. Приблизительно с 2012 года руководство страны принялось настойчиво вмешиваться в общественную и культурную жизнь граждан. Одним из поводов стало нарочито громкое преследование девчонок из проекта Pussy Riot. Примерно в те же месяцы пропаганда окончательно перестала быть травоядной: державные, имперские ноты зазвучали буквально из каждого утюга. И всё это под ужесточение законодательства о собраниях и поведении в Интернете. Где уж тут не появиться «православным» активистам: такая волна, такая поддержка родного государства…