Молчать в трубочку!

Как найти управу на авиационных дебоширов? Проверять их перед посадкой на алкотестере?

Как найти управу на авиационных дебоширов? Все гениальное просто. Чтобы неадекватные пассажиры не просочились в салон самолета, перед посадкой их нужно проверить на алкотестере. Дыхнул — и лети на здоровье. Такое предложение поступило в Министерство транспорта. Неужели поможет?

Строгостей в аэропортах все больше, однако количество инцидентов с пьяными пассажирами, из-за которых порой приходится задерживать рейсы и даже экстренно сажать самолеты, год от года увеличивается. В 2023-м с рейсов сняли 1650 пассажиров в неадекватном состоянии, что на 14% больше, чем в 2022-м. К уголовной ответственности привлекли 62 нетрезвых дебошира, к административной — более 1,5 тысячи.

О проблеме говорят и спорят не первый год, но дальше рассуждений об ужесточении наказаний дело не идет. Суть инициативы, рожденной в недрах Госдумы, — в переходе от борьбы с последствиями употребления алкоголя к их упреждению еще на земле. Нетрезвых людей предлагается не пускать в самолеты. Как это сделать? Да очень просто. Если состояние пассажира перед посадкой вызывает вопросы, сотрудники аэропорта предложат ему проверенный десятилетиями на земле способ — «дунуть в трубочку». В случае если прибор зафиксирует в крови алкоголя более 1,5 промилле, это достаточный повод снять гражданина с рейса. При более легком опьянении авторы инициативы обещают пассажиру снисхождение: его предупредят и пустят на борт.

Логика в этом есть: по действующим правилам, состояние человека оценивается по внешним признакам, то есть субъективно, что зачастую приводит к конфликтам. А 1,5 промилле — весомый аргумент для отказа пассажиру в полете. Подчеркнем: речь не идет о поголовном тестировании. Проверять на алкотестере планируется только тех, кто уже выглядит глубоко нетрезвым.

Впрочем, идея эта воспринята неоднозначно. Так, в одной из крупнейших авиакомпаний страны заявили, что любые дополнительные проверки приведут к увеличению времени ожидания регистрации и посадки. К тому же, по действующим правилам, проводить такое освидетельствование граждан могут только медицинские работники, а где их столько взять?

В свою очередь, исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отозвался об инициативе положительно: «Любая мера, которая приведет к снижению количества вынужденных посадок и повысит безопасность полетов, должна признаваться полезной, особенно если она касается пассажиров, не способных контролировать свои действия». Даже если предложенная мера и не решит проблему, ситуацию она может существенно улучшить. Сомнений прибавляет тот научный факт, что реакция у людей на алкоголь — индивидуальная. Кто-то и после обильных возлияний способен какое-то время держать себя в руках, а кто-то начинает буянить, едва отхлебнув. Кроме того, у наших авиапутешественников есть давняя традиция скрашивать время перелета горячительными напитками непосредственно в самолете. Сел в салон огурчиком, а через час-два в воздухе стал свинья свиньей...

Есть вопросы и по поводу реализации инициативы. В масштабах отрасли алкотестеры обойдутся недорого, а вот с кадрами ситуация куда сложнее. Кто именно будет «продувать» пассажиров — все те же сотрудники авиакомпаний? Так в этих компаниях штат давно оптимизирован до предела, каждый человек на счету. Работники аэропортов? Очевидно, что заниматься они этим будут только на платной основе, а счет выставят тем же авиакомпаниям. В конечном итоге свои расходы те переложат в цены билетов, то есть на плечи пассажиров, в основной своей массе непьющих. Бей трезвых, чтобы пьяные боялись?

В общем, без бутылки не разберешься...