БЕН ЛАДЕН ЖИВЕТ НА НАРКОТИКАХ

Афганистан сегодня не имеет аналогов в современном мире в плане производства и контрабанды наркотиков. Экономика страны, и до этого имевшая полуфеодальный характер, за более чем четверть века непрерывных войн практически разрушена.

Заброшено свыше 200 тысяч гектаров посевных площадей, погибли миллионы голов скота, взорваны ирригационные сооружения, выведены из строя многие сотни километров шоссейных дорог, энергосистема, десятки промышленных предприятий и мастерских, страна лишилась специалистов. Ущербный режим талибов порождает ущербную экономику, которая базируется на наркобизнесе.
После прихода к власти в Афганистане талибов наблюдается небывалый бум наркобизнеса: расширяются посевные площади опиумного мака, наращивается производство опиума и героина. По этому показателю Афганистан уже обогнал такие страны, как Бирма, Лаос, Таиланд, Колумбия и Пакистан, вместе взятые. Официальные цифры просто поражают. Еще в 1996 году талибы увеличили площади посевов наркосодержащих культур на 33 процента и контролировали более 96 процентов территорий, где произрастает опиумный мак. Дальше - больше: только за 1999 год посевные площади опиумного мака в занятой талибами части Афганистана увеличились на 43 процента - с 64 до 91 тысячи гектаров. Согласно данным Международной программы ООН по контролю за наркотическими средствами, доля Афганистана на мировом рынке героина за несколько лет возросла с 40 до 75 процентов. В прошлом году было произведено, по разным источникам, от 4600 до 4950 тонн опиума-сырца.
Как полагают специалисты по борьбе с наркобизнесом, около двух третей полученного в Афганистане урожая опиумного мака перерабатывается на предприятиях, расположенных вдоль границы с соседними странами. Оттуда героин и опиум-сырец переправляются хорошо экипированными наркокурьерами на рынки сбыта. Часть наркотиков контрабандными тропами идет через страны Центральной Азии и Казахстан на запад - в европейские районы Российской Федерации, а оттуда, через Украину, Белоруссию, Молдавию и Прибалтику - в Восточную и Западную Европу. Афганские наркотики попадают также в Сибирь и на Дальний Восток. Другая часть идет в Пакистан, Иран и далее несколькими маршрутами: в Турцию, откуда опять-таки - в Европу, на Кавказ и далее - в Россию. Южным маршрутом наркотики из Афганистана попадают в страны Персидского залива.
Резкая активизация контрабанды наркотиков создает очаги напряженности практически по всему периметру Афганистана. Так, ситуация на таджикско-афганской границе, которую охраняют российские пограничники, в последнее время становится все более сложной. От отдельных стычек дело сегодня дошло до широкомасштабных боев с наркокурьерами. Такая же взрывоопасная обстановка и на ирано-афганской границе. По сообщениям тегеранской прессы, только за 1999 год на границе с Афганистаном были уничтожены сотни наркодельцов и наркокурьеров, разгромлены десятки их тайных баз. В боях с контрабандистами погибли сотни иранских военнослужащих.
Взрыв производства наркотиков в талибском Афганистане породил практически неуправляемую ударную волну их сбыта и потребления, обогнувшую весь мир. Рекордный выброс афганских наркотиков на черные рынки резко снизил цену на них при сохранении более высокого качества, чем бирманские или колумбийские аналоги. Так, цена одного килограмма опиума в 1999 году упала с 60 до 37 долларов. Подобная ситуация привела к резкому увеличению потока более дешевого местного героина в Европу, где уже 80 процентов наркотиков - афганского происхождения. Такое же положение сложилось и в бывших советских республиках Центральной Азии и Закавказья, а также в России. Более того, почти двукратное удешевление опиума и одновременно двойное увеличение его количества на мировых рынках делает наркотики более доступными, во много раз расширяя круг их потребителей.
Британские источники приводили доказательства того, что наркобизнес - важный, если не основной, источник финансов для талибов. Справедливости ради надо отметить, что лидер афганского движения Талибан Мохаммад Омар заявил еще в прошлом году о том, что руководство афганских талибов примет ряд жестких мер, чтобы соответствовать международным стандартам в области борьбы с наркобизнесом. В последние дни приходят сообщения о том, что талибские власти уничтожают посевы опиумного мака. Правда, по некоторым данным, уничтожаются в основном плантации, бросающиеся в глаза различным международным инспекторам, поскольку расположены вдоль основных шоссейных дорог. Кроме того, "праведная" активность талибов связана и с охватившей Афганистан сильнейшей засухой. И почему бы властям не перепахать гектары уже погибшего от засухи мака, продемонстрировав при этом всему миру свое стремление к "международным стандартам"? В целом, антинаркотические намерения талибов лицемерны, ибо объективно противоречат их финансовым запросам. Наркотики для талибского режима - это огромные деньги, на которые приобретается оружие и готовятся террористы для претворения в жизнь идеи распространения средневекового ислама, в том числе и в Чечне. Как заявил недавно директор службы по борьбе с терроризмом при конгрессе США Джозеф Бодански, чеченские боевики финансируются "террористом номер один" Усамой бен Ладеном за счет средств, поступающих от наркоторговли, которая приносит ежегодный доход порядка 8 миллиардов долларов. При этом на долю самого бен Ладена приходится более миллиарда, часть из которых проходит через чеченскую мафию. Дж. Бодански подчеркнул, что для финансирования террористов используется разветвленная система различных коммерческих предприятий, оперирующих большими суммами денег и имеющих связи с сетью организованной преступности в Европе и США.
Данные ООН свидетельствуют о том, что режим талибов в Афганистане стал наркотическим проклятьем всего мира. Заместитель генерального секретаря ООН и руководитель управления ООН по контролю за наркотиками Нино Арлакки заявил, касаясь Афганистана, что "терпению мирового сообщества может прийти конец".
Наркобизнес и терроризм (особенно в его экстремистском исламистском варианте) - две стороны одной медали. Борьба с наркобизнесом - это борьба с терроризмом. И проблема эта общемировая.