04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

И ЩЕПКИН ИХ БЛАГОСЛОВИЛ

Старосельская Наталья
Опубликовано 01:01 19 Мая 2000г.
В числе тех, кто представлен на соискание Государственной премии России в области театрального искусства за 1999 год, - прославленные артисты Малого театра: Татьяна Панкова и Евгений Самойлов, Юрий Каюров и Виктор Коршунов, Юрий Соломин и Виктор Павлов, Виталий Соломин и Эдуард Марцевич. Восемь актеров, принадлежащих хотя и к разным поколениям, но в равной степени являющихся "знаковыми" для Дома Щепкина, которому они принадлежат вот уже на протяжении многих десятилетий...

Случилось так, что юбилейный, 175-й сезон Малого театра раскрыл нечто очень важное в каждом из этих артистов, заставив пристальнее вглядеться в давно привлекавшие зрителей черты.
Для Юрия Соломина сезон стал не актерским, а режиссерским. Он поставил драму Шиллера "Коварство и любовь" и "Лес" А.Н. Островского - поставил традиционно, без каких бы то ни было модернистских "отклонений". В "Коварстве и любви" все происходящее словно искусственно замедляется, чтобы зрители могли внимательно всмотреться в поворачивающуюся на кругу "музыкальную шкатулку", в которой и развертывается сценическое повествование - эпизод сменяется эпизодом, неуклонно надвигается трагическая развязка... Все показывается подробно, ритм нигде не ускоряется. В подобной интерпретации отчетливее видится, что перед нами - первое произведение молодого романтика Шиллера, для которого все начинается с любви и все исчерпывается любовью, пусть речь и идет о политических амбициях и тонких расчетах.
Одна из самых запоминающихся нот спектакля связана с Камердинером, сыгранным Евгением Самойловым. Почти эпизодическая роль становится в "Коварстве и любви" неким нравственным камертоном, исполненным того непоколебимого чувства человеческого достоинства, вне которого не может идти речь о подлинной любви.
"Лес" в постановке Юрия Соломина - очень простой спектакль, покоряющий теплотой актерского братства, соединяющего тех, чьи пути пролегают "из Керчи в Вологду и обратно". Разноцветными лампочками вспыхивает глубина то ли леса, то ли парка помещицы Гурмыжской, когда Счастливцев (Павлов) и Несчастливцев (Ермаков) произносят гимн театру, когда звучит такой привычный и такой бесконечно волнующий призыв: "Руку, товарищ!.." И кажется, будто смыкаются ряды артистов многих поколений, для кого эта фраза стала своеобразным паролем, знаком причастности к высокому и вечному.
В этом спектакле роль Карпа сыграл все тот же Евгений Самойлов, в далекие времена игравший Петра в "Лесе", поставленном Всеволодом Мейерхольдом на сцене Александринского театра. В маленькой роли старого слуги молодящейся помещицы Гурмыжской Самойлов раскрыл такую глубину лукавого всепонимания старика, что глаз не отвести от артиста! А Виктор Павлов сумел наделить своего Аркашку Счастливцева веселым, неунывающим характером. Его герой носит при себе пожелтевшую газетную вырезку как вечное напоминание о судьбе провинциального кочевого артиста, вынужденного примериваться к любым условиям и в них чувствовать себя человеком вопреки всему.
Еще одна премьера сезона - "Воскресение" Л.Н. Толстого. Спектакль поставлен Эдуардом Марцевичем по собственной инсценировке и, к сожалению, не свободен от недостатков, связанных с перенесением на сценические подмостки крупного философского произведения. Но и в нем есть счастливые обретения как режиссерского, так и актерского свойства. Последние в основном связаны с персонажами, игравшими эпизодические роли. Это арестантка Кораблева в исполнении величественной и мудрой Татьяны Панковой и старик-духобор, плывущий на том же судне, на котором отправляются в свой скорбный путь арестанты. Юрий Каюров трактует этот образ расширительно - в поучениях персонажа он каким-то поразительным образом улавливает интонации философских размышлений Толстого о духоборах, страдальцах и носителях веры, о символе веры в более общем смысле понятия. Его Старик как бы вбирает в себя двойственное толкование заголовка романа, двойственное толкование толстовства...
Совсем иным предстает Юрий Каюров в спектакле "Король Густав Васа" по Августу Стриндбергу - лукавый и мудрый Херман Израэль скрытен при внешней улыбчивой открытости, он знает только один интерес - свой и ради него пойдет на все. Говоря о спектакле "Король Густав Васа", необходимо отметить, что он явил не столько оригинальность режиссерского прочтения, сколько по-новому раскрыл блистательную плеяду мастеров Малого театра. Здесь выразителен и неожидан Виктор Коршунов, нашедший для характеристики своего очень непростого персонажа новые, свежие краски. Здесь замечательна Татьяна Панкова, наделившая Королеву-мать чертами царственного величия и женской силы сострадания.
В этом сезоне не было новой работы лишь у Виталия Соломина, но по-прежнему, вот уже второй сезон, огромным спросом у зрителей пользуется поставленный им спектакль "Свадьба Кречинского". Виталий Соломин выступил в нем еще и как исполнитель главной роли, продемонстрировав виртуозную пластику и незаурядные (по крайней мере, для драматического театра) вокальные способности. Эта серьезная работа потребовала от артистов не только той тонкой психологической школы разработки характеров, которой традиционно славится Малый театр, но и совершенно особого ритма - современного, ярко игрового. А потому особенно радостно было видеть в роли Атуевой старейшую актрису театра Татьяну Панкову, удивительно молодо выплескивающую эмоции своей героини.
Что еще можно сказать о больших мастерах? Они работают много и подлинно творчески, из вечера в вечер доказывая нам, что не только смутное время формирует духовный климат общества, но и духовная наполненность художников воздействует на время и на общество. Малый театр и его мастера - живой и очень показательный тому пример.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников