"ВОДЯНЫЕ" НА ДОРОГАХ

Еще до второй мировой войны возникли слухи, что в Америке некий гений-одиночка изобрел автомобильный двигатель, работающий на обычной пресной воде. Но вроде бы испугавшиеся за свои прибыли нефтяные короли, по одной версии, откупили у изобретателя его детище за миллиард долларов и упрятали с глаз подальше, а по другой - его просто убили, все чертежи и расчеты уничтожили. Эта легенда оживала и позже: уж очень хотелось всем, кроме нефтяных магнатов, получить мотор, который можно заправлять из водопровода.

Но состояние науки и техники даже в атомный век не позволяло в практическом плане ставить задачу создания "водяного" на колесах. Ученые предсказывают возможность появления его на американских шоссе где-то в следующем веке. И не благодаря чьему-то озарению, а на базе общего технологического прогресса, который происходит в сторону максимально экономичного и экологически чистого двигателя. Если, в 50-х американская автомашина при тогдашнем среднегодовом пробеге 17200 километров выбрасывала в атмосферу 136 килограммов загрязняющих элементов, то сейчас автомобиль, пробежав 19000 километров, выбрасывает за год лишь чуть более трех килограммов загрязнителей.
В последние годы велась напряженная работа над конструкциями электромобилей разного типа. Тут сказывается законодательное подстегивание: например, в Калифорнии, самом экологически неблагополучном штате, четко определены сроки постепенного перехода к автомашинам с нулевой эмиссией вредных веществ. Все три детройтских гиганта построили прототипы, а "Дженерал моторс" даже запустил небольшую серию (1400 единиц) электрических "легковушек" и пикапов. Электромобиль способен пройти на одной подзарядке примерно 200 километров.
А вот японская компания "Хонда", тоже работавшая над электромобилем, вдруг бросила эту затею, заявив, что его время еще не настало - нет достаточно емкого источника питания. И опять пошли слухи, что, мол, конструкторы "Хонды" сумели-таки разработать метод разложения воды в довольно компактном реакторе, который и станет "сердцем" ее машин в наступающем веке. Но пока, хочешь не хочешь, а наиболее эффективной "движущей силой" автотранспорта остаются производные от нефти.
Иное дело, что успешно продвигаются работы по созданию новой формулы более чистого топлива с минимальным содержанием серы. Не стоит на месте и работа над более емкими аккумуляторами, а также над комбинацией электромотора с двигателем внутреннего сгорания. В Японии уже начали делать такие "гибриды". А "Форд" намерен выпускать джип "Искейп" - первый электро-бензиновый автомобиль крупных габаритов.
Кстати, вице-президент "Форда" по исследовательским вопросам Уильям Пауэрс недавно сказал на пресс-конференции, что "за последние 40 лет мы увидели больше технического прогресса, чем за всю предыдущую историю". И он же добавил: "Но так ли уж отличаются машины нашего времени от того, какими они были вначале?"
Затем он ответил на вопрос, будут через 20 лет машины с колесами или начнут летать по воздуху? Мнение Пауэрса таково: "Будущие наши изделия, скорее всего, останутся похожими на то, что мы делаем сейчас". С ним солидарен фордовский вице-президент по дизайну Джей Мейс.
Ответы этих двух человек, которые определяют динамику второй по величине автомобилестроительной компании мира, разочаруют тех, чья фантазия рисовала нечто среднее между авто, вертолетом и самолетом (хотя прототип такой машины создан и готовится к испытаниям). Не предвидится пока и машина, целиком сделанная из пластика. Прочные материалы, разработанные для космоса, уже есть - из них еще в 70-х годах "Форд" изготовил опытную модель LTD, но они еще столь дорогостоящи, что с равным успехом можно использовать драгметаллы. Более вероятно применение сплавов алюминия, хотя тут тоже пока имеется проблема слишком высокой себестоимости. Шины останутся на месте, ничего лучшего пока не придумано. Но надо сделать их более "прилипчивыми" к дорожному покрытию - для лучшей устойчивости и управляемости, и в то же время менее "прилипчивыми" - для меньшего расхода топлива.
Как в 50-х годах перешли от 6-вольтовых к 12-вольтовым аккумуляторам, так и сейчас постепенно осуществится переход к 36-вольтовым, а затем и к 42-вольтовым. Это будет означать лучшую акселерацию (ускорение) и более надежную систему кондиционирования. Рулевое управление получит вместо гидравлической электрическую поддержку. И, главное, абсолютно все в автомашине будет контролироваться компьютером, автовладелец своими силами, без специалистов, не сможет сделать даже самый незначительный ремонт.
Ну а как все-таки насчет "водяного"? Оба столпа компании "Форд" разными словами, но одинаково уклончиво ответили в том смысле, что, мол, поживем - увидим.
комментарий
В этих сообщениях американских средств массовой информации поражает полное равнодушие к российскому опыту. Как будто не изобрел профессор Исаев свой аквазин - смесь бензина с водой. Напомним, о чем писала несколько раз на протяжении трех последних лет наша газета.
Еще десять лет назад существовала открытая Эдуардом Исаевым технология приготовления чудо-топлива для двигателей внутреннего сгорания. С тех пор изобретатель усовершенствовал ее. На смеси бензина с водой автомобили ездят, не только не теряя в мощности, но и наращивая ее. При этом экономится драгоценное топливо, очищаются выхлопы, растет ресурс двигателя.
До Исаева умельцы разных стран смешивали эти две субстанции, но никому не удавалось удержать смесь от расслоения. Именно в России впервые в мире бензин с водой соединили нерасторжимо. Аквазин можно хранить сколько угодно - он не распадается. Второе удивительное обстоятельство - для создания заменителя бензина или другого углеводородного топлива не обязательно использовать лишь полноценный нефтепродукт. Для этого годятся и побочные продукты, в том числе мазут, газоконденсат, попутный газ. С помощью технологии Исаева аквазин можно приготовить в модульной установке без всякой перегонки - из сырой нефти.
После начала реформ финансирование научных исследований было прекращено, лаборатория Исаева закрылась, а два года назад у НПО "Аквазин" Москомимущество отобрало помещения. Исаев во все концы рассылал деловые предложения - они не находили инвесторов. Уточним - отечественных. Потому что в лестных предложениях из-за рубежа недостатка не было. Но за все эти годы не нашлось ни одного российского банка, ни единой заинтересованной организации, которая хотя бы выступила поручителем, "прикрыла" своим авторитетом ценнейший проект.
Самыми естественными поручителями могли бы стать российское правительство или правительство Москвы. Достаточно сказать, что с добавлением в бензин лишь десяти процентов воды в одной только Москве можно ежедневно экономить по эшелону горючего, избавить столицу от свинца в атмосфере и почве, на треть уменьшить выбросы в воздух угарного газа. Известный итальянский журнал "Автотехника" писал о работах Исаева: "Это может показаться фантазией, но экспериментальными исследованиями доказано, что даже серийный двигатель с искровым зажиганием без каких-либо переделок может работать на водно-топливной эмульсии с содержанием воды до 58 процентов. Что касается отработавших газов аквазина, то в сравнении с отработавшими газами существующих видов топлива содержание закиси углерода в них в 3-5 раз, а окиси азота на 25-30 процентов ниже". Об аквазине восторженно писал японский журнал. Но, видно, и впрямь нет пророка в своем Отечестве.
Годы вынужденного простоя - это фора конкурентам. Они-то не знали проблем, мучивших Исаева. В изготовлении водно-углеводородных смесей преуспели разные страны, в том числе США. Теперь они навязывают России смесь для дизельных автомашин под названием "А-55" - это подобие исаевского топлива, но похуже. По нашим сведениям, в Минтопэнерго поступило предложение закупить американскую технологию на их деньги, с помощью связанных кредитов. Это кабальные условия, на которых Америка продает свои товары третьему миру.
Так почему же за океаном игнорируют российские изобретения? Разумеется, не из-за отсутствия информации, публикаций было достаточно. Тогда что это? Высокомерие? Давление на конкурента? Возможно, и то, и другое. А для наших властей это повод пересмотреть свое отношение к одному из важнейших российских изобретений. Еще не поздно утвердить наш отечественный приоритет в этой перспективнейшей сфере. Еще не поздно спасти ноу-хау, которое придется потом дорогой ценой приобретать за рубежом.
Владимир НАУМОВ.