03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДОЛГОСРОЧНЫЕ КОЗЫРИ РОССИИ

Кочук Геннадий
Опубликовано 01:01 19 Мая 2001г.
Уже стали привычными описания в прессе поведения наших соотечественников за рубежом. Если толстосум, то обязательно швыряется деньгами, если бедняк - то так же унизительно работает челноком или наркоперевозчиком. Но после "открытия границ" за рубежами страны оказалось немало россиян не только честно работающих, но и подкрепляющих доброе имя Родины.

С профессором Автономного университета в Мехико Александром ТАРАСЮКОМ меня познакомил известный мексиканский экономист. Представляя своего коллегу, он сказал, что Александр Тарасюк, выпускник экономического факультета МГУ имени Ломоносова, уже более 10 лет работает в Мексике. До этого работал на Кубе и в Никарагуа. За эти годы он стал известным в Мексике специалистом по вопросам экономики бывших республик СССР, имеет множество работ по проблемам мировой экономики, опубликованных в специализированных изданиях Мексики и других стран латиноамериканского региона.
Надо заметить, что специалисты находят немало общего в проблемах, стоящих перед экономиками Мексики и России. Какова точка зрения на этот счет Александра Тарасюка?
- Несомненно, такое сходство есть, а в ряде пунктов оно существенно. И начал бы я с того, что к началу либеральных реформ уровень социально-экономического развития обеих стран был близок. И в Мехико, и в Москве пытались отойти от активной роли государства, в обеих странах стремились включиться в процесс глобализации и достигнуть уровня развитых стран. Много любопытных совпадений мы найдем и в методах достижения целей. Это и сокращение государственного присутствия в экономике, и приватизация, и усиление экономической открытости, и стимулирование иностранных инвестиций. За последние годы Россия и Мексика стремились к стабилизации национальной валюты, сокращению инфляции, достижению бездефицитного государственного бюджета, использовали в той или иной мере рекомендации МВФ и Мирового банка.
- Александр Игоревич, Мексика, судя по ее макроэкономическим показателям, похоже, смогла успешно преодолеть экономический кризис 1994 года. А как вам видится ситуация в России после дефолта 1998 года?
- Ситуация сейчас складывается для нас благоприятно в связи с повышением мировых цен на основные товары российского экспорта. Это способствовало увеличению производства, улучшению состояния платежного баланса. Впервые после 1992 года отмечен рост частных инвестиций, инфляция заметно снизилась, улучшилось состояние федерального бюджета. Вместе с тем состояние российской экономики, по моему мнению, продолжает оставаться сложным, требующим принятия срочных мер по решению ряда проблем, которые ставят под угрозу наметившийся экономический подъем. Например, норма накопления у нас более низкая, чем в развитых и даже развивающихся странах. А ведь без ее повышения об устойчивой тенденции роста производства говорить не приходится. Тревожный факт - физическое и моральное старение и без того изношенных более чем наполовину основных фондов в промышленности. Хочу обратить внимание на то, что нет подлинной динамизации инвестиций, остается крайне низкой доля наукоемкого сектора. Не ясны до сих пор пути восстановления банковской системы, а значит, глубинные причины бюджетного кризиса не устранены и рост государственного долга может возобновиться. Хочу предостеречь: при ухудшении внешних условий не исключено повторение финансового кризиса. Но, пожалуй, самое опасное в том, что сохраняется тенденция ухудшения условий и качества жизни населения и мала активность государства в решении социальных вопросов.
- Исходя из сходства путей развития Мексики и России, читателям интересно узнать, каких результатов достигла Мексика в рамках избранной модели.
- Вот некоторые цифры. Последние пять лет рост валового внутреннего продукта Мексики был в среднем на уровне 5 процентов в год. Экспорт за шестилетний период правления правительства президента Седильо почти удвоился, достигнув 150 миллиардов долларов. После финансового кризиса 1994 года удалось значительно снизить инфляцию, процентную ставку, дефицит государственного бюджета. Однако - и это, на мой взгляд, главное - стране так пока и не удалось обеспечить стабильный экономический рост, выливающийся в повышение жизненного уровня большинства населения. Примерно 70 процентов экспорта сосредоточено на предприятиях с иностранным капиталом. Это в основном автомобильные сборочные заводы известных иностранных компаний ("Ниссан", "Фольксваген", "Форд", "Дженерал Моторс", "Крайслер", "Хонда" и др.). Другими словами, страна превращается в плацдарм для экспорта иностранной продукции за рубеж и выигрывает она в этой ситуации лишь заработную плату, таможенные сборы и прирост валютных резервов. Основная же прибыль остается в руках иностранных компаний и не обязательно реинвестируется.
Эти тенденции не могли не сказаться на социальной сфере. За последние шесть лет число находящихся за чертой бедности достигло 65 процентов, реальная минимальная заработная плата сократилась на 22 процента. Политическим итогом такой эволюции стали поражение на прошедших в июле прошлого года президентских выборах правящей последние 70 лет Революционно-институционалистской партии и победа Висенте Фоксана, одного из кандидатов оппозиции. Мексика вновь оказалась перед проблемой выбора стратегии развития.
- Какие же выводы для России вытекают, по-вашему, из мексиканского опыта?
- Главный состоит в том, что для стран так называемого догоняющего развития (к сожалению, Россия теперь оказалась в их числе) стандартные рецепты не эффективны. Нужно искать иные способы выдвижения на передовые позиции в экономике и социальной сфере. Каждая страна имеет свои, присущие только ей особенности и возможности, поэтому следует остерегаться слепого копирования чьих-либо методов. Вместе с тем из мирового опыта можно вычленить главные задачи, которые должны быть решены в современных условиях. Прежде всего - реализация стратегии инновационного развития, занятие своей ниши в мировом производстве наукоемкой продукции, освобождение от импортной зависимости и большого внешнего долга, использование иностранных инвестиций как части промышленной политики, экономическая и социальная консолидация общества.
Что же касается сотрудничества Мексики и России, то его расширение, вне всякого сомнения, пошло бы на пользу обеим странам. И Мексика, и Россия нуждаются в дополнительных возможностях для международной торговли, инвестиций, создания совместных предприятий. Потенциальные возможности здесь огромны. Достаточно упомянуть нефтегазовую отрасль, энергетику, транспортное машиностроение, легкую и пищевую промышленность, индустрию туризма и финансовое посредничество. По-настоящему привлекателен и долгосрочный козырь России - ее научно-технический и интеллектуальный потенциал, который надо поддерживать и использовать. Но сверхзадача состоит в том, чтобы все формы двусторонних связей работали на прогресс в рамках тех стратегических целей, о которых мы с вами говорили. Спонтанно это не произойдет: с обеих сторон нужны соответствующие государственные программы.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников