"ШАНХАЙСКАЯ ПЯТЕРКА" НА НОВОМ ВИТКЕ

"Шанхайская пятерка", "шанхайский процесс" - эти выражения из политического лексикона употребляются довольно часто. "Шанхайские" термины, как и большинство других политических определений, рядовой гражданин воспринимает со скукой... Однако структура, объединяющая Россию, Китай, Казахстан, Киргизию и Таджикистан, такого отношения не заслуживает.

В июне в Шанхае пройдет очередная встреча руководителей государств "пятерки". Саммит, как любят говорить политологи, будет шестым по счету. По общему мнению представителей стран-участниц, июньский форум станет этапным и переведет отношения пяти государств на качественно новый уровень. Но и сейчас существование "шанхайской пятерки" - серьезный фактор стабильности в Центральной Азии. Об этом говорят даже формальные показатели: по площади эти страны занимают три пятых Евразии, по численности населения составляют четвертую часть планеты.
В начале 90-х объединение таких разных стран представить было почти невозможно. Коммунистический Китай, давящий студентов танками, Россию, бросившуюся в омут макроэкономических реформ, воюющий Таджикистан с разгромленной экономикой, стабильный Казахстан, цементирующий пространство Центральной Азии, не самую заметную на карте мира Киргизию. Но глубинные интересы взяли верх над формальными противоречиями.
Кого-то выделять в этом ряду не принято, но стоит лишь посмотреть на карту, и станет ясно, на ком лежит особый груз. Это Казахстан, и не только в силу географического положения, как перекресток азиатских путей, но и как партнер, который навел порядок в собственном доме и умеет выстраивать отношения с соседями. Кстати, Казахстан - один из самых активных участников, инициировавший решения многих запутанных проблем.
Чтобы понять, куда дальше шагать евразийской организации, беспрецедентной для новейшей истории, стоит посмотреть на уже пройденный отрезок пути. Ее пятилетняя история позволяет сделать конкретные выводы.
Рождение "шанхайской пятерки" вызвала новая геополитическая реальность, сложившаяся после распада СССР. Появились новые независимые государства, планета двинулась к однополярному миру, в Центральноазиатском регионе возникло множество новых угроз: исламский фундаментализм, международный терроризм, торговля оружием, наркотрафик. Кроме того, "холодная война" оставила после себя стойкое взаимное недоверие и горы оружия. Должна была измениться и система международных отношений. Проблемы региональной безопасности понадобилось решать по-новому.
Первая проблема, которую пришлось "разруливать", -напряженность на границах между бывшими республиками бывшего Союза и Китаем. В апреле 1996 года главы пяти государств, встретившись в Шанхае, подписали Соглашение об укреплении мер доверия в военной области и приступили к решению этой проблемы. Так родилась "пятерка".
Тем, кто далек от международных проблем, трудно представить масштаб задачи. Зона демилитаризации - 200 километров в глубину и по всей длине бывшей советско-китайской границы в 10 тысяч километров. Только "бумажная" часть решения - десятки и десятки документов. В бесчисленных согласованиях, увязываниях, взаимных уступках, откатах на прежние позиции можно было бы утонуть. Но каждый раз отыскивается консенсус, приемлемый вариант.
"Шанхайская пятерка" создала прецеденты мирного разрешения застарелых споров. Например, Соглашение Таджикистана, Китая и Киргизии о точке стыка границ трех государств.
За пять лет количество взрывоопасных зон в регионе не уменьшилось. Это и режим талибов в Афганистане - рассадник войны и крупнейший производитель наркотиков, тлеющая гражданская война в Таджикистане, сепаратисты в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, базы международных террористов, распространившиеся, как метастазы, по всему региону.
Это только общеизвестные примеры. В каком месте может полыхнуть в следующий раз, не может сказать никто. В таких обстоятельствах значимость существования "шанхайской пятерки" переоценить трудно. Экстремисты (как раньше говорили - всех мастей) знают, что в рамках антитеррористического взаимодействия Россия и Китай окажут силовую поддержку партнерам по "пятерке".
"Шанхайская пятерка" - противовес попыткам создания однополярного мира, повсеместному расширению влияния Запада. Сегодня все отчетливее заметно создание военно-политической оси (союза - если хотите) Вашингтон - Токио - Сеул. Вряд ли можно согласиться с позицией США, объявивших Каспий "зоной своих жизненно важных интересов".
На последних саммитах все чаще рассматриваются вопросы не только безопасности, политического или экономического характера. Страны-участницы стремятся превратить "пятерку" в структуру многостороннего сотрудничества, более масштабную международную организацию. Такую цель лоббирует казахстанский президент Назарбаев. В скором времени, видимо, получит воплощение его разработки по углублению экономического взаимодействия стран. Перспектив и почвы для взаимополезного труда здесь непочатый край. Достаточно назвать глобальный транспортно-коммуникационный проект - возрождение Великого шелкового пути.
Следствие успешности, эффективности шанхайской группы - желание других стран войти в этот круг. Недавно на встрече в Москве министры иностранных дел государств -членов "пятерки" приняли единогласное решение о вхождении Узбекистана в эту организацию в качестве учредителя. Официальное желание войти в группу высказал Пакистан. Проявляют заинтересованность Монголия и Индия.
На дворе - третье тысячелетие, угрожающее глобализацией и разнообразными "измами": терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом. Достойно ответить на вызовы времени в одиночку крайне трудно. Разумнее делать это вместе. "Шанхайская пятерка" своим пятилетием это доказала. Но скоро новый экзамен, и снова в Шанхае.