УЗБЕКИСТАН: ЧТО ДАЛЬШЕ?

Анатолий БЕЛЯЕВ, руководитель аналитического управления Центра политической конъюнктуры

Анатолий БЕЛЯЕВ, руководитель аналитического управления Центра политической конъюнктуры России:
- На мой взгляд, события в Андижане хотя и носят оттенок социального недовольства, несомненно, спровоцированы силами, прежде всего связанными с криминалитетом и различными разрозненными исламскими радикалистскими группировками. Все они играют на скрытом недовольстве части общества жестким правлением президента Ислама Каримова, пытаясь использовать эти настроения в своих целях. Однако едва ли можно говорить о том, что на волне беспорядков эти силы способны оформиться в какое-то влиятельное политическое движение.
Реакция Каримова на попытку общественной дестабилизации выглядит вполне оправданной. Средняя Азия - не Европа, там шутить не любят. Думаю, очаги бунта следовало подавить, чтобы не выпустить джинна из бутылки. Иначе противоречия, кстати, во многом основанные и на кровной мести, вырвутся наружу. В целом ситуация вызывает опасения: в Ферганской долине и в будущем может сохраниться нестабильное положение.
В такой обстановке реакция России на события в Узбекистане выглядит вполне адекватной. Москва выступает против попыток дестабилизации. Региону не нужно непредсказуемое развитие ситуации, что может привести к развалу Узбекистана, столкновениям на национальной почве. Регион изобилует противоречиями и территориальными проблемами. Думаю, что Исламу Каримову следует задуматься и о том, в каком ключе следует трансформировать действующий режим власти в ближайшей перспективе.
Вячеслав ИГРУНОВ, директор Международного института гуманитарно-политических исследований:
- После распада СССР в Узбекистане сложилось довольно сильное оппозиционное движение националистического и исламистского толка. Казалось, в республике будет трудно установить стабильный режим. Однако путем жесткого правления Ислам Каримов добился такой стабильности.
Эта система имеет много плюсов. Она позволяет сохранять Узбекистан как единое государство уже полтора десятка лет. Если со стороны властей будут послабления, могут произойти не менее страшные события, чем война в Таджикистане. Нынешние действия Каримова направлены на то, чтобы этого не допустить. Любые подталкивания Каримова к быстрым демократическим переменам, думается, вредны. Когда в Европе негативно высказываются по поводу его режима, это скорее содействует не демократии, а дестабилизации и развитию исламского фундаментализма. Поэтому в оценках того, что происходит в Узбекистане, надо быть крайне осторожным. Россия реагирует адекватно, поддерживая Каримова и, тем самым препятствуя возможному взрыву ситуации. В противном случае волны этого взрыва прокатятся по всем среднеазиатским республикам и достигнут самой России. Думаю, что в данной ситуации Москва является для Каримова лучшим партнером, чем, скажем, Европа.
Михаил МАРГЕЛОВ, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам:
- Угроза исламистского переворота на некоторое время преодолена. Это особенно важно, если учесть, что Узбекистан - один из главных среднеазиатских участников антитеррористической коалиции и одно из основных препятствий на пути распространения исламского фундаментализма.
События в Андижане будут иметь значительный геополитический эффект. Происшедшее заставит правительство Ислама Каримова ускорить пересмотр геополитических приоритетов в пользу России. Учитывая, что США не смогли или не захотели защитить правительство Каримова от прозвучавшей угрозы, Ташкент начнет искать других партнеров, способных обеспечить региональную стабильность. А сейчас необходимо, чтобы руководство Узбекистана в пылу борьбы с террористами не скатилось до чисток и репрессий против мирного населения.