ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Александр БРАГИНСКИЙ, кинокритик:
- О зарубежном кино на разных телеканалах зрители часто

Александр БРАГИНСКИЙ, кинокритик:
- О зарубежном кино на разных телеканалах зрители часто отзываются нелестно. И отчасти эти отзывы, конечно, заслуженны. Но если проанализировать хотя бы последние две теленедели, то можно смело сказать: нас "кормят" не одним лишь пресловутым "мылом", таким, например, как "Клон" (250 серий, однако!), демонстрация которого наконец-то завершается на Первом канале. Мне хочется обратить внимание на картины, которые, несомненно, украшали предпраздничный и праздничный экран своим качеством, свидетельствуя о похвальном желании ТВ не только развлекать граждан, но и доставлять им эстетическое наслаждение и заставлять думать. В этом смысле я не могу не отметить такую картину о войне, как "Пианист" Романа Поланского. Ее показал ТВЦ, а там вообще умело отбирают качественное европейское кино. Канал "Россия" порадовал сложной по стилистике, но четкой по смыслу лентой Ларса фон Триера "Догвилль". Приятно удивил, надо признать, "СТС", показав поздно ночью превосходный фильм американца Дэвида Линча "Малхолланд драйв", а для любителей мелодрам - знаменитую "Красотку". На Первом канале я бы отметил другую добротную мелодраму "Осень в Нью-Йорке" с Р.Гиром и В.Райдер.
Это о серьезном кино. Но и качественных развлекательных фильмов было немало. ТНТ предпочел, например, две ленты о Фантомасе, НТВ показал фильм "Налево от лифта" с Пьером Ришаром , Первый - "Мой папа - герой" с Жераром Депардье, а тот же ТВЦ - прекрасную картину итальянца Марко Феррери "Не прикасайся к белой женщине" с М.Мастроянни и К.Денев. Хочется еще выделить старый, но прекрасный фильм Клода Сотэ "Мелочи жизни" с Роми Шнайдер и Мишелем Пикколи ("Россия")... Список можно бы продолжить, но и те картины (а не сериалы), которые я назвал, свидетельствуют, что на многих каналах было достаточно хороших зарубежных лент на разные вкусы. Так что, как ни ругай наше ТВ, нам все же есть что посмотреть.
Георгий КАПРАЛОВ, драматург, доктор искусствоведения:
- Теленеделя запомнилась событиями, происшедшими на Красной площади, где историческое время уплотнилось и сжалось до точно отмеренных минут, а неохватные события - до строго вычерченных, но живых символов. Вся планета, в лице своих посланцев и гостей со всех континентов, участвовала в этом незабываемом историческом празднестве в центре России...
Ну а теперь о других программах. "Культурная революция" предложила на этот раз, как, впрочем, и всегда, остро дискуссионную и парадоксально сформулированную тему для столкновения разных точек зрения - "Телевидение надо призвать к порядку". Постановка вопроса понятна. Действительно, нередко переключаешь каналы с опаской и огорчением: неужели и тут откровенная пошлость и балаган дюжих мужиков, переодетых в женское пестрое тряпье? Могу понять иных раздосадованных и не на шутку встревоженных участников телеполемики, которые ратовали аж за создание цензурных инстанций и принятие запретительных законов. Понять, но не согласиться.
Ведь на наших телеэкранах за последнее время появился ряд фильмов, сериалов и программ, которые порадовали и запомнились как серьезный творческий успех сценаристов, режиссеров, актеров. Среди них замечательные по психологической глубине и художественной огранке "Элегия" и "Театральная летопись", посвященные юбилею выдающейся актрисы Людмилы Касаткиной. А очищать экраны от коммерческой шелухи и крикливой неопрятности следует не дисциплинарными запретами и выстраиванием всякого рода шлагбаумов.
В этом смысле весьма символичным показался мне как бы специально, в тему, показанный на минувшей неделе фильм выдающегося польского кинорежиссера Кшиштофа Кисьлевского "Кинолюбитель". Его герой, купивший кинокамеру, пройдя нелегкий путь от неуверенных проб до профессионального творчества, претерпев на этом пути и серьезные поражения, поворачивает кинокамеру на себя и долго, испытующе вглядывается в свое лицо...
Савва ЯМЩИКОВ, художник-реставратор:
- Последние годы я положил за правило встречать День Победы в Суздале. Сам город музейный, тихий и мирный, но рядом с ним расположены родовые поместья Суворовых, суздальскими солдатами закладывал будущий полководец основы своих блистательных побед. В Суздале - могила великого воина Пожарского. А рядом с ней, в монастырских стенах, отбывали заслуженный плен фельдмаршал Паулюс, племянник Риббентропа и другие генералы нацистской армады.
В нынешний юбилей Победы мы с радостью посмотрели на ТВ грандиозный парад, вспоминали об истинной мощи Отечества и преклоняли головы перед ветеранами и героями нашей Победы. Продолжилось это торжество и на главной площади Суздаля, где атмосфера была такой же праздничной. По возвращении из Суздаля меня ждал еще один праздничный телеподарок: прямая трансляция концерта Дмитрия Хворостовского, выступавшего с детским коллективом, патронируемым ЮНЕСКО. Восхищаясь одухотворенным исполнением песен военных лет, я видел слезы прославленного певца и талантливого дирижера Орбеляна, то и дело подносящего платок к своим глазам...
Какой радостью отозвалось телесообщение о выступлении председателя Евросоюза из Люксембурга, в котором он прославил Русского Солдата, освободившего мир от фашизма. Истеричным "Иваном, не помнящим родства" на фоне этой речи смотрелся господин Саакашвили, бросивший в юбилейные дни вызов нашей армии и забывший о подвиге трехсот тысяч грузин, защищавших мир от коричневой чумы. Поражает отсутствие исторической памяти и у лидеров прибалтийских республик, разрешающих маршировать на глазах у ветеранов молодчикам с эмблемами СС. Своевременным было выступление президента Путина, давшего исторически обоснованный ответ эстонской журналистке. Когда он говорил о недопустимости пересмотра российских границ, я вспомнил ответ моего учителя Л.Н. Гумилева тогдашнему губернатору Санкт-Петербурга Собчаку, заговорившему о возможности передачи Прибалтике Пыталово, Изборска и Печоры: "Я доктор географических и исторических наук и не могу выступать в роли продолжателя Ленина и Троцкого, подписавших позорный Брестский мир и уступивших немцам истинно русские земли".
Михаил ДЕГТЯРЬ, тележурналист:
- Я с нетерпением ждал трансляции Парада Победы и был, честно сказать, разочарован. Многое было организовано в худших традициях советского телевидения. Было очевидно, что все происходящее делается для нескольких человек, сидящих на Красной площади. И чувствовалось, что подлинного интереса к ветеранам не было... В течение недели, когда получалось, с удовольствием смотрел сериал "Боец". Мне очень понравился исполнитель главной роли Дмитрий Марьянов. Он невероятно обаятелен, а его личность вызывает безусловный интерес и внимание зрителя. На него хочется смотреть. Ну и ярчайшим телесобытием не только прошедшей недели, но и всего телевизионного года, на мой взгляд, стал концерт Дмитрия Хворостовского в Кремле. То, что человек с такими вокальными данными поет военные песни, свидетельствует о масштабе личности. И это впечатление было для меня самым сильным.