ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ: 30 ЛЕТ СПУСТЯ

О значимости события говорю без всякой иронии, потому что за почти тридцатилетнее существование этой знаменитой киносаги в сознании нескольких поколений поклонников ее герои стали неотъемлемой частью некоего "параллельного мира" людей. Мира, где все непросто, где постоянно идут войны и сообщения откуда поступают раз в несколько лет. И разве не историческим является событие, которое должно расставить все точки над "i", показать who is who, кто есть кто в этом - точнее, "в том" - лучшем из миров?

Мировая премьера "Эпизода III", состоявшаяся несколькими днями раньше в Каннах, неожиданно получила политическую окраску. Сначала автор "Звездных войн" Джордж Лукас во время вручения ему за вклад в мировой кинематограф почетного приза "Каннский трофей" заявил, что замысел эпопеи рождался во время вьетнамской войны и что основная задача ее финальной части - ответить на вопрос, каким образом демократия превращается в империю. Но это бы еще ладно, в конце концов режиссер не раз говорил, что интересуется историей Древнего Рима и, в частности, процессом формирования диктатуры в недрах процветающей демократии. Но во время просмотра зрители услышали слова главного героя Анакина Скайуокера, сказанные своему бывшему наставнику Оби-Ван Кеноби "Кто не со мной, тот против меня", живо напомнившие им фразу Джорджа Буша "Кто не с нами, тот за террористов", а также другой пассаж - "ради мира и стабильности иногда приходится проливать кровь", который они, зрители, тут же увязали с войной в Ираке. Разумеется, Лукас начисто отверг подобные параллели.
Первая реакция на "Звездные войны: эпизод III" - легкое разочарование. Вдруг обнаруживаешь, что в развитии всякого рода зрелищных компьютерных "примочек" возможен если и не стопор, то во всяком случае уверенное топтание на месте. Да, красиво. Да, впечатляет. Но не принципиально по сравнению с двумя предыдущими "Эпизодами". Отсюда самоповторы и даже цитирование других режиссеров, продвинутых в смысле компьютерных спецэффектов.
Вторая реакция - легкое удовлетворение от того, какой ты умный. Ведь, как известно, выстраивая свою эпопею, Лукас сильно запутал зрителя во времени. В первых фильмах показывались события, происшедшие в хронологической последовательности позже, чем в последующих. Многое в отношениях героев оставалось запутанным и неясным. Но подсказки следовали одна за другой. В самих фильмах. Можно было даже не читать посвященные им статьи. И теперь, когда в "Мести ситхов" все концы с концами изящно сведены, с удовлетворением обнаруживаешь, что именно это ты и предполагал. Хотя, если честно, вычислить все это было по силам и ребенку. Но все равно приятно.
Ну а теперь самое время об этих самых "сведенных концах".
Канцлер Палпатин показывает свое истинное лицо: ситх и враг джедаев, он объявляет себя императором. Демократии - точка. Сторонница всевозможных свобод и справедливости, беременная Падме, она же королева Амидала, тайная жена Анакина Скайуокера, вынуждена скрываться. У самого Анакина нехорошее предчувствие: ему кажется, что супруга при родах непременно умрет. Тут его берет в оборот коварный Палпатин, соблазняя "темной стороной силы". По его уверению, ситхи обладают способностью возвращать мертвых. Скайуокер совершает предательство, жертвами которого становятся все джедаи, кроме Йоды и Оби-Ван Кеноби. Последний во время финального поединка наказывает своего бывшего ученика Анакина, после чего тот превращается в Дарта Вейдера, зловещего инвалида, обгоревшего, лишенного всех конечностей и закованного в металлические доспехи робота. Падме умирает, но успевает родить Люка Скайуокера и принцессу Лео, героев первых трех фильмов "Звездных войн".
Должно быть, читателю, случайно посмотревшему всего один-два "Эпизода" эпопеи или не видевшему ее вовсе, описанные метаморфозы покажутся полной чушью. Но все это, возвращаясь к началу, не для посторонних. Это вам не Джеймс Бонд, мифический герой нашего (то есть земного) мира, серии о котором можно смотреть в любом порядке без всякого ущерба для образа. Это, как мы уже сказали, другой, параллельный мир, доступный посвященным (поклонники Толкиена и "Властелина колец" также поймут, о чем речь). Это мир, где все тайны Вселенной уже разгаданы, где нет Бога, а есть темные и светлые силы, ратующие соответственно за жестокую империю или за демократию.
И еще одна отличительная черта новых "Звездных войн". По сравнению со всеми предыдущими они выглядят куда как более кровавыми и жестокими, Одна сцена пытки безобидного ушастого мудреца Йоды чего стоит. Не случайно в американском прокате фильму присвоена категория, запрещающая смотреть его детям до 13 лет без сопровождения взрослых. Сам Джордж Лукас выражает сочувствие юным поклонникам фильма, родители которых не найдут времени сходить с ними в кинотеатр. Но говорит, что именно таким финал и задумывался и эта жестокость больше соответствует происходящему на экране.
Какая прокатная судьба ждет "Месть ситхов"? Напомним, что когда продюсеры увидели самые первые фрагменты саги молодого амбициозного режиссера Лукаса, они подняли его на смех. И, чтобы избежать крупных финансовых потерь, предложили вместо гонорара солидный процент от прибыли. Две недели спустя, после выхода фильма, глядя на непривычные для Америки очереди в кассы кинотеатров, они кусали локти. А Лукас уверенно увеличивал свое состояние. Безусловно, создатели последней части "Звездных войн" рассчитывают на сверхприбыль, несмотря на то, что коммерческий успех предыдущего фильма саги оказался ниже предполагаемого. Но тут особый случай: в длинной-длинной истории ставится точка и всем, кто был к ней косвенно причастен, захочется стать свидетелем этого события.
И последнее. Точно ли, что "Звездных войн" больше не будет? Можно в этом усомниться. Во-первых, Джордж Лукас, настаивающий на том, что эпопея завершена, все же упомянул о возможном ее продолжении в телевизионной версии. Во-вторых, по слухам, с ключевыми сотрудниками, работавшими над "Звездными войнами", заключен долгосрочный контракт на условиях соблюдения ими полной секретности деталей. А это наводит на определенные мысли.