ЭТО НЕПРОСТО - "ЛЮБИТЬ ЧЕЛОВЕКА"

В воскресенье страна отметит 100-летний юбилей Сергея Герасимова, чей режиссерский талант был вознагражден немыслимым количеством сталинских и государственных премий, званий, орденов... Он снял замечательные фильмы: "Семеро смелых", "Учитель", "Маскарад", "Молодая гвардия", "Тихий Дон", "У озера", "Красное и черное"... А какую плеяду "звезд" кино воспитал Герасимов-педагог за 40 лет работы во ВГИКе (не случайно этот знаменитый вуз теперь носит его имя)! В эти дни в Челябинске проходит кинофестиваль "Любить человека", посвященный юбилею мэтра. Сегодня, 19 мая, его ученики заложат памятную аллею на малой родине юбиляра в уральском селе Кундравы. Накануне "Труд" попросил рассказать о мастере его ученицу Наталью БОНДАРЧУК.

- Сергей Аполлинариевич учил моих родителей - Инну Макарову и Сергея Бондарчука. Я у него училась вместе с Николаем Еременко-младшим, Талгатом Нигматуллиным... Нас еще называли курсом "четырех Наташ" - Гвоздиковой, Белохвостиковой, Аринбасаровой и меня. Сколько актерских индивидуальностей воспитал наш мастер! Петр Алейников, Георгий Жженов, Любовь Соколова, Нонна Мордюкова, Клара Лучко, Людмила Гурченко, Наталья Фатеева, Зинаида Кириенко, Галина Польских, Жанна Болотова, Лариса Лужина, Сергей Никоненко... А какие режиссеры вышли из его мастерской - Лев Кулиджанов, Яков Сегель, Татьяна Лиознова... В незрелых абитуриентах он каким-то непостижимым чувством умел угадывать их будущую судьбу в кино.
В своей книге "Единственные дни" я рассказала о трех самых значимых людях в моей жизни - Сергее Герасимове, Андрее Тарковским и моем отце. У каждого из них была своя Голгофа под названием русский кинематограф. Обласканные властью и гонимые, они по-разному относились друг к другу. Мой отец, например, часто посмеивался над Герасимовым, но когда на съемках "Войны и мира" пережил две клинические смерти, то сказал мне: "Не страшно. Если что - Герасимов закончит". А кто знает, что пережил "фаворит" Герасимов, когда половина его фильма "Молодая гвардия" была выброшена "в корзину". Посмотрев картину, Сталин вынес жесткий вердикт: "В Великую Отечественную не было хаотичного бегства Красной армии, как вы показали в фильме, а было плановое отступление на заранее подготовленные позиции". С режиссером тогда случился инфаркт. Однако именно Герасимову доверили постановку Парада Победы 1945 года. Это он придумал грандиозную сцену с бросанием фашистских знамен и штандартов к подножию мавзолея.
В творчестве он был невероятно взыскательным. Помню, когда мы репетировали вгиковскую постановку "Юности Петра", где я играла царевну Софью, в одной сцене он потребовал: "Наталья, ты должна не просто пасть пред образами, а рухнуть как подкошенная". Я так и делала, и сшибла себе колени. На экзамен под платье надела наколенники. Но по ходу спектакля они незаметно сползли, и, когда я рухнула на травмированные колени, от дикой боли едва не взвыла. Молчу и плачу. И все же собралась с силами и доиграла роль. Каково же было мое изумление, когда на разборе мастер сказал: "А вот Бондарчук. Как сильно она сегодня молчала! Сколько боли за Россию было в ее глазах". И смех и грех. Кстати, после выхода на экраны петровской дилогии "Юность Петра" я спросила мастера, будет ли он снимать продолжение. Герасимов ответил: "Ни за что. В зрелые годы Петр так сильно тряхнул Россию, что там все оказалось замешенным на крови..."
Герасимов мог быть трогательно сентиментальным. Когда в 1982 году в качестве режиссера я снимала свой первый самостоятельный телефильм "Медный всадник", Сергей Аполлинариевич неподражаемо читал в кадре текст пушкинской поэмы. Однако в том месте, где Евгений подходит к дому своей возлюбленной и обнаруживает, что дом смыт наводнением, Герасимов вдруг разрыдался. Вот уж действительно - "над вымыслом слезами обольюсь". На втором дубле - опять слезы. Понимая, что губит пленку, Герасимов собрал волю в кулак и в третий раз прочел отрывок до конца, но с таким нервом!
На каких бы фестивалях или вечеринках он ни появлялся, тут же брал власть в свои руки: заставлял нас катать пельмени, организовывал рыбную ловлю в местной реке. За глаза мы его любовно называли Акулинарьевичем. А как он пел казачьи песни!
Он всегда был одет с иголочки. При невероятной занятости находил время на ежедневные занятия спортом. За год до его ухода мы встретились на съемках фильма "Лев Толстой", где Герасимов был постановщиком и сам сыграл великого старца. Он мне сказал: "Вот, Наталья, учусь шамкать и волочить ноги". Представляете, 78-летний Герасимов учился играть старика! И еще он мне сказал: "Вот увидишь, Наташка, мой фильм никому не будет нужен". И действительно, с конца 80-х как будто покатился снежный ком невежества. Режиссеров перестали интересовать главные вопросы бытия. И все больше появляется фильмов суетных, бьющих по нервам, не оставляющих в душах никакого следа. Однако мы, герасимовцы, стараемся не снижать планку и не подводить своего учителя...