ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С...

Рыночная экономика заставила нас сделать много неожиданных открытий, в том числе и в сферах, на первый взгляд весьма далеких от низменных денежных вопросов.

В частности, выяснилось, что театр - это не только храм искусства, но и большое здание, расположенное на очень дорогой земле. Что это предприятие, не приносящее прибыли и нуждающееся в помощи государства. Но государство много денег дать не может, а артисты хотят получать достойную зарплату. Какое-то время эти проблемы носили частный характер, но сегодня речь идет уже о возможности существования нашего театра в его классическом варианте. Вопрос стоит столь остро, что по инициативе Союза театральных деятелей был собран второй Всероссийский форум работников отрасли под названием "Театр: время перемен", на который съехалось более тысячи делегатов из разных регионов страны.
Участникам предстояло решить, какой путь выбрать для репертуарного театра: оставить ли его в бюджетной сфере, лишив себя права распоряжаться собственными доходами, или же становиться автономными коммерческими учреждениями, но тогда полностью нести бремя расходов за аренду земли, здания и т.п. Проблема в том, что сегодня даже самые успешные коллективы способны покрыть свои расходы лишь на треть. И в случае обретения финансовой свободы театрам придется отказаться от классического репертуара в пользу коммерческих постановок, а благообразные фойе превратить в казино и стриптиз-клубы. Театральные деятели предложили свой вариант: 50% денег дает государство, 50 - театр зарабатывает сам.
Первый раз зал форума взорвался, когда выяснилось, что как раз накануне в Минэкономразвития рассматривался законопроект об автономных учреждениях культуры и министру Александру Соколову там не было предоставлено слово. Буря эмоций вылилась в традиционное решение: написать письмо В.Путину.
Второй эмоциональный взрыв произошел, когда глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой заявил, что раз государственные финансисты не хотят менять свою точку зрения на проблему финансирования театров, то, мол, нечего воду в ступе толочь, надо перейти к обсуждению творческих вопросов. Бурлящий зал посоветовал Михаилу Ефимовичу обсуждать творческие вопросы на своей "Культурной революции", а здесь говорить о главном - быть или не быть театру.
И все же, несмотря на всю свою эмоциональность, артисты по окончании форума расходились с верой, что будут услы-шаны.